Больным людям и инвалидам на государственной службе делать нечего?Больным людям и инвалидам на государственной службе делать нечего?

Затянувшаяся «временность»

Простая труженица с открытым лицом, Любовь Серга на преступницу, а тем более на злостную коррупционерку не тянет. Все свою немалую трудовую жизнь она верно и честно служила, получая за свою работу грамоты и благодарности. 44 года назад начала она свою карьеру подсобной рабочей. Закончила 20 октября этого года — заместителем главы Екатеринославского сельсовета. Однако «красиво» уйти на заслуженный отдых Любови Альфовне не удалось. Сегодня правоохранительные органы обвиняют ее в том, что она незаконно работала в органах местного самоуправления и была заместителем главы Екатеринославского сельсовета. Как инвалид второй группы, третей степени, на это она не имела права.

— Если меня просили, я всегда старалась помочь, — рассказала при встрече с корреспондентом «АП» Любовь Альфовна. — В 2006 году я вышла на пенсию (до этого женщина 13 лет проработала в администрации Октябрьского района начальником отдела по труду и социальным вопросам. — Прим. «АП»). Через некоторое время мне была присвоена инвалидность. Тогда же бывшая глава сельсовета Любовь Остапенко пригласила меня к себе. Ей нужны были опытные помощники-экономисты. «Люба, я хочу, чтобы ты поработала у меня временно, пока я не подыщу себе грамотного специалиста», — сказала она. Я не стала отказываться, так как была уверена, что поработаю немного и уйду.

Тогда Любовь Серга не могла и предположить, чем обернется для нее эта работа. «Временность» затянулась на несколько лет. После пожара, оставившего 54 семьи без крыши над головой, на смену бывшей работодательнице пришел новый руководитель — Владимир Чабан. Он тоже предупредил пенсионерку о возможном увольнении. Однако с решением не спешил. Тем более что с работой женщина справлялась, если отпрашивалась в рабочий день в больницу, выходила на службу в выходные.

— У нас с Владимиром Анатольевичем был устный договор, — продолжает Любовь Альфовна, — как только он находит мне замену, я в тот же день увольняюсь. Нужна моя помощь — я помогаю. Нет — встала и ушла. Мы негласно остановились на дате: я работаю до конца этого года. Свое заболевание и наличие инвалидности я не афишировала, но и не скрывала.

Работала, чтобы жить

«Гром» разразился в октябре: Любовь Альфовну вызвали со всеми документами в районную прокуратуру, где и указали на нарушение закона. В тот же день она уволилась по собственному желанию. Хотя до этого момента вся кадровая документация сотрудников дважды проверялась надзорными органами, ничего противозаконного не нашли. Заместителя главы упрекнули в том, что она скрыла от инспекторов листок, подтверждающий ее трудоспособность. И обвинили в том, что она три года получала деньги из двух источников: муниципальную зарплату и пенсию в размере тысячи рублей.

— При проверке личного дела Любови Серга установлено, что в нем отсутствует заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу, — сообщил в своем представлении и. о. прокурора Октябрьского района Виктор Супрун. — Кадровая деятельность, в том числе ведение личных дел муниципальных служащих, входила в ее обязанности. Она знала, что является инвалидом второй группы по общему заболеванию с 3-й степенью ограничения способности к труду, которая обуславливается полной неспособностью к трудовой деятельности, но продолжала заниматься трудовой деятельностью и получала денежное содержание как муниципальный служащий. В связи с чем в действиях заместителя главы имеются достаточные признаки, попадающие под определение коррупции: использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег. Своими незаконными действиями Любовь Серга дискредитировала себя как муниципального служащего, что негативно сказывается на общественном мнении о деятельности муниципального образования Екатеринославский сельсовет.

Однако, как считают коллеги Любови Альфовны, на женщину просто донесли, кое-кому она отказалась поставить печать, подписать необходимый, но противозаконный документ. После этого поступил анонимный звонок в прокуратуру. Многочисленные сослуживцы до сих пор не верят, что этот честный, порядочный и исполнительный человек мог попасть под такой «пресс».

— Я просто хотела работать, чтобы жить, — утирая слезы, признается Любовь Серга. — Мои знания были нужны людям, я хотела принести пользу не только себе, но и обществу. Такая значимость дает удовлетворение любому человеку, а тем более инвалиду. Когда у больного человека есть деньги, то он может позволить себе дорогого врача и дорогое лекарство. Львиная доля моих доходов уходила на поддержание моей жизни. Быть инвалидом сегодня очень дорого, и ни одна пенсия не может все это возместить.

Единственное, о чем я хочу всех попросить: не надо больше искать в этой истории виноватых, не надо наказывать главу села, других людей, которые вместе со мной работали. Я уволилась, надеюсь, справедливость восторжествовала!

Закон суров, но это закон

— Мы ее не увольняли, она сама уволилась по «собственному желанию», — заявили корреспонденту «АП» в прокуратуре Октябрьского района. — И вообще журналисты (многие амурские СМИ сообщили о «коррупционерке» из сельсовета. — Прим. ред.) нас неправильно поняли. Признаки, попадающие под определение «коррупция», заключаются не в том, что она обманывала Пенсионный фонд и получала деньги из двух источников, а в том, что эта женщина, имея «нерабочую группу», не должна была находиться на муниципальной службе и тем более исполнять обязанности главы села во время его отсутствия. Как может управлять селом больной человек, инвалид?! Это нарушение федерального закона о муниципальных и государственных служащих.

Наши сотрудники опросили работников администрации. Любови Серга постоянно вызывалась скорая помощь, она часто отпрашивалась с работы, несколько дней не появлялась, передавала свои дела другим людям. Грубо говоря, эта женщина не справлялась со своей работой.

Почему же тогда до этого предписания прокуратуры никто из руководителей Любовь Альфовну не уволил? Три года подряд она приносила пользу селу, вела экономические расчеты, работала с погорельцами. Почему ей так долго не могли найти замену, когда всем известна поговорка «незаменимых людей нет»! Только потому, что на муниципальной и государственной службе должны находиться здоровые люди?

Вместе с тем действия, которые предприняла прокуратура Октябрьского района в отношении Любови Серга, сейчас проверяет прокуратура области. О результатах проверки будет сообщено в ближайшем выпуске «АП».

Компетентное мнение

— В соответствии с действующим пенсионным законодательством выплата трудовой пенсии по инвалидности производится Пенсионным фондом без каких-либо ограничений, в том числе и работающим пенсионерам, — рассказала «АП» начальник отдела организации назначения и перерасчета пенсии ОПФР по Амурской области Людмила Синяговская. — Установление пенсии по инвалидности, а также повышенной базовой части трудовой пенсии по старости в связи с установлением III степени ограничения способности к трудовой деятельности производится на основании выписки из акта освидетельствования лица, признанного инвалидом, представляемой учреждением Государственной службы медико-социальной экспертизы. Из этого следует, что Любовь Серга не должна государству ни копейки.

Уволена незаконно

Дело заместителя главы Екатеринославки вызвало широкий общественный резонанс не только в Приамурье, но и далеко за его пределами. Как сообщил «АП» помощник депутата Государственной думы Олега Смолина, кстати, слепого от рождения, в действиях Любови Серга нет ничего противозаконного.

— Сейчас все ссылки на документ (в данном случае речь идет о пункте 12 приказа Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2005 «Об утверждении классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы…»), который утрачивает 31 декабря 2009 года свою силу, некорректны. Фактически это нарушение международных норм, таких как «Конвенция о правах инвалидов». Нас поразила вопиющая формулировка: «она знала, что работать не может, но работала». Это абсурд! Тем более перечня заболеваний, которые препятствуют нахождению человека на муниципальной службе, до сих пор нет. Если человек нетрудоспособен, но фактически со своей работой справляется, то оснований для его увольнения нет. Мы считаем, что решение прокуратуры Октябрьского района не несет своей юридической силы. Сейчас мы готовим письмо прокурору Амурской области, где будет указана эта позиция.