Окончание. Начало в «Амурской правде» 22 и 29 октября.

Первоочередная задача, на которую необходимо обратить внимание, — государственный или муниципальный контракт должен быть заключен в сроки, предусмотренные конкурсной документацией, причем при проведении открытого конкурса временные рамки очерчены с обеих сторон: не ранее, чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Наиболее часто встречающаяся проблема — уклонение одной из сторон (чаще всего победителя конкурса) от заключения госконтракта. Заметим сразу: для поставщика, если он будет признан виновным в уклонении от заключения госконтракта по итогам конкурса (это касается как победителя, так и участника, чьей заявке был присвоен второй номер), наказание грозит вылиться в зачисление в реестр недобросовестных поставщиков, что на 2 года отлучит коммерческую структуру от лакомого пирога госзаказов. К сожалению, нередки случаи, когда включение поставщика в черные списки было спровоцировано действиями или бездействием чиновников. В этом случае, при обжаловании поставщиком факта занесения в реестр, данное постановление отменяется судебным решением, а компенсация убытков, понесенных бывшим победителем конкурса, возлагается на заказчика, что является еще одним значимым риском для государственной или муниципальной организации. Еще раз напомним: элементарная путаница в законодательстве, вызванная, к примеру, неопытностью чиновника, может привести к значительным штрафам, накладываемым федеральной антимонопольной службой, как на организацию, так и на конкретного госслужащего. В последнем случае чиновник имеет «перспективу» из собственного кармана пополнить бюджет суммой до 100 000 рублей!

Еще один немаловажный аспект: в случае неисполнения стороной обязанности по заключению договора истечение срока не прекращает право на заключение договора, а порождает право на обращение в суд с требованием о понуждении заключить договор. То есть по окончании установленного срока заключения договора право на его подписание не прекращается (Постановление ФАС Московского округа от 25.07.2003 № КГ-А41/4959-03).

Целый блок спорных вопросов связан с возникшей со временем необходимостью внесения изменений в условия договора. Большинство изменений могут быть внесены только после судебного решения. А изменения, связанные с параметрами, по которым участники были допущены к конкурсу, неправомерны при любых обстоятельствах.

Закон N 94-ФЗ в редакции от 20 апреля 2007 года разрешал изменять в ходе исполнения контракта не более чем на 10% предусмотренные контрактом количество любых товаров, объем любых работ, услуг, если это предусмотрено конкурсной документацией (ч. 6 ст. 9). Позднее в указанную норму были внесены изменения, согласно которым можно изменять только объем определенных (прямо перечисленных в законе) работ, услуг. Данная норма распространяется на поставку товаров, выполнение научно-исследовательских работ (НИР), опытно-конструкторских или технологических работ и иных работ, прямо предусмотренных в ч. 6 ст. 9. В других случаях уменьшение объемов товаров, работ, услуг не допускается действующим законодательством (запрет установлен в ч. 5 ст. 9 и ч. 6 ст. 9 закона N 94-ФЗ). Это же относится и к изменению государственного контракта по соглашению сторон во внесудебном порядке в части уменьшения объема заказываемых работ (услуг) более чем на 10%.

Если же все-таки в ходе исполнения государственных заказов у заказчика возникает потребность уменьшить объемы поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг более чем на 10% есть 3 варианта развития событий: а) расторжение государственного контракта по соглашению сторон. Стороны вправе заключить такое соглашение, если это прямо не запрещено самим контрактом (п. 1 ст. 450 ГК РФ), б) расторжение по решению суда, в) изменение государственного контракта в части уменьшения объема заказываемых работ (услуг) более чем на 10% в судебном порядке.

К счастью, случаи недостаточной проверки участников конкурса на предмет их состоятельности и добросовестности в последнее время встречаются крайне редко. Но тем не менее возможность преднамеренного мошенничества не стоит полностью сбрасывать со счетов. Принцип «доверяй, но проверяй» — один из основополагающих в практике проведения тендеров по госзакупкам.

В серии наших материалов мы постарались обозначить наиболее заметные проблемы, с которыми сталкиваются организаторы торгов в своей практической деятельности. Безусловно, формат газетной консультации не может заменить помощи грамотного практикующего юриста. Правовой центр «Союз» накопил уже значительный опыт работы по тендер-сопровождению. Мы готовы оказать квалифицированную поддержку как организаторам, так и участникам конкурса.

Сергей Ирклиенко, генеральный директор ООО «Правовой центр «Союз».

ООО «Правовой центр «Союз». Услуги тендер-сопровождения: подготовка документации, организация торгов. Благовещенск, ул. Ленина, 159, оф. 406. Телефон (4162) 51-38-89, факс 51-52-25. E-mail: [email protected]

Возрастная категория материалов: 18+