Качество завозных йогуртов не вдохновило местного производителя.Качество завозных йогуртов не вдохновило местного производителя.

Вот и мы решили поинтересоваться: кто и чем кормит амурчан — амурские ли это производители или «пришельцы» из других регионов, и что на столе у крупного амурского бизнесмена, возглавляющего маслосыркомбинат «Серышевский» Дмитрия Мельниченко? Чтобы ответить на эти вопросы, мы пригласили Дмитрия Викторовича пройтись с нами по магазинам с продуктовой корзинкой.

Обычно за покупками к семейному столу ходит жена хозяина ОАО «маслосыркомбинат «Серышевский», но в этот день ради «Амурской правды» Дмитрий Мельниченко сделал исключение и пошел по еду сам в один из крупных благовещенских супермаркетов, сопровождаемый нашим неотступным вниманием и недремлющим оком фотообъектива. Мы только и успевали задавать вопросы и записывать комментарии.

Продукции ПТК «МиС» и серышевского комбината в магазине не оказалось — с недавних пор компания обзавелась своим дилером, который продает ее товар в специализированных киосках и ряде магазинов Благовещенска и области. Поэтому Дмитрию Викторовичу пришлось провести смотр конкурентов.

Мертвое молоко

— Я эту продукцию сам не беру и вам не советую, — сказал Мельниченко, указывая на пеструю шеренгу биойогуртов в пластиковых бутылках, выстроившуюся на прилавке. — Потому что она бесполезна. Для йогурта 20 дней — срок смертельный. «Красный» срок хранения у кисломолочной продукции — семь суток. Иначе вы покупаете, по сути, мертвый продукт. По телевизору рекламируют молочные напитки, которые якобы приносят пользу. Но производители-то знают, что всем этим словам грош цена. Единственное, что там остается — белковый остаток, творожная масса. Теоретически белок, который здесь есть, в нашем организме не усваивается, и жир тоже перерабатывается плохо — он идет не на выработку энергии, а на подкожный жир.

По мнению нашего покупателя, амурские переработчики молока занимают большую часть своего сегмента рынка — около 70 процентов. Реальная конкуренция в этой сфере началась года четыре назад, с запуском «молочной» линии ОАО «Благовещенский хладокомбинат». В итоге сейчас здесь действуют три переработчика: молочный комбинат «Благовещенский», маслосыркомбинат «Серышевский» и хладокомбинат. Именно эти «три богатыря» обеспечивают региону настоящий кисломолочный рай — ломящиеся от изобилия кефиров, бифилайфов, иммунолактов, биоматриксов и лактимелей полки магазинов. Но и сюда вторгаются бизнесмены-«иногородцы» из Иркутска и Новосибирска.

Скажите «чииз»

Сыроварением в Приамурье занимаются пока только два производства — молочный комбинат «Благовещенский» (мягкий сыр «Адыгейский», плавленый сыр и с недавних пор моцарелла и брынза) и маслосыркомбинат «Серышевский» (мягкий сорт «Легенда Алтая», «Российский», «Сусанинский», «Буковинский», «Голландский» и плавленый сыр).

— Думаю, процентов пять этого рынка областные сыровары занимают. Главный конкурент — Алтай. У них молока производят больше, оно дешевле, оттого и конечный продукт стоит недорого, — поясняет предприниматель.

Кроме того, Приамурье время от времени ощущает дефицит молока, годного для производства сыра. В ноябре на серышевском комбинате его прекращают варить до апреля — мая из-за недостатка цельного молока нужной жирности. «Это наш минус — сыр пропадает из реализации, а алтайцы варят его много и торгуют всю зиму», — комментирует проблему глава маслосыркомбината.

— Мы эту проблему с молоком хотим решить за счет своего молкомплекса на 800 голов, который строим третий год в селе Поляном Серышевского района, — делится Дмитрий Мельниченко. — В 2010 году планируем закончить его на 95 процентов. Сейчас там уже содержится 210 коров.

Сами с колбасами

Проходя мимо фруктов, Дмитрий Мельниченко закинул в корзинку апельсин и пару яблок и двинулся к колбасному сектору. Здесь царит жесткая конкуренция — от количества производителей разбегаются глаза. Одних только благовещенских пять — ОАО «Благовещенский мясокомбинат», ООО ПТК «МиС», ЧП Романов, «5 чувств», ООО «Модуль», ООО «Амурский бройлер». Основные «противники» наших бизнесменов на колбасных просторах — приморские ТД «ВИК» и ООО «Ратимир». Отдельная песнь о сырокопченых колбасах — их завозят в основном из Новосибирска.

— У нас был когда-то производитель сырокопченой колбасы — «Мясной дом» ИП Пасынкова. Теперь не знаю, делают они ее или нет. Этот сегмент производства у нас слабо представлен из-за длительного срока окупаемости. В основном у нас производят вареные, полукопченые колбасы, сосиски, сардельки. У приморчан шире ассортимент: они используют больше современных технологий, но и мы стараемся не отставать.

Всем конфеты по карманам

— Что касается пирожных, печенья, пряников, сушек, хлебобулочных изделий — тут ассортимент в основном амурский. Я, кстати, беру вот такие кексы нашего производства: утром с чайком мне нравится, — комментирует свой выбор кекса производства ИП Никольской бизнесмен. — Чем детей балую? Покупаю им киндер-сюрпризы и молочный шоколад с орехами.

Под конец нашего продуктового вояжа мы попросили Дмитрия Викторовича рассказать о своих гастрономических предпочтениях.

— Честно сказать, китайскую кухню люблю. Еще у жены есть фирменное блюдо — рис с капустой. И борщ с фасолью — моя слабость, как бабушка варила. У нас мама очень вкусно готовит — всегда сама на стол накрывает. У нее есть особенное блюдо — наваристый рыбный суп: брат рыбу ловит в наших северных реках (ленка, тайменя), улов разделывают и долго-долго варят — получается очень вкусно.

Резюме

Дмитрий Мельниченко ушел из супермаркета с двумя яблоками (из КНР и Бельгии), апельсином, упаковкой филе нерки, кексом и парой шоколадок. Обычно в пакете среднестатистического благовещенца, возвращающегося из рядового «забега» в магазин, — молоко (и молочная продукция), хлеб, минералка, кондитерская продукция (обычно печенье, пряники), сахар.

Амурчане себя прокормят

— Амурские производители обеспечивают область продуктами на 60 процентов, — рассказывает замминистра внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области Ольга Лиштаева. — Есть сектора, где мы можем полностью закрыть потребность населения, — по колбасе, молоку, яйцам, сливочному маслу, минеральной воде и конфетам. Но на рынке всегда имеется конкуренция, и у потребителя есть выбор: купить амурский товар или завозной.

По данным минсельхоза области, житель региона в 2008 году в среднем съел 54 килограмма мясопродуктов, 151 килограмм молочной продукции, 297 яиц и 129 килограммов хлеба. Что касается производства, то за девять месяцев этого года амурские производители выпустили 12,3 тысячи тонн мяса и полуфабрикатов (на 25 процентов больше аналогичного показателя прошлого года), почти четыре тысячи тонн колбас (на 26 процентов меньше, чем в прошлом году), 42 тысячи тонн молочной продукции в пересчете на цельное молоко (всего на один процент больше прошлого года), 867 тонн животного масла (на 12 процентов больше прошлогодних объемов) и 34,4 тысячи тонн хлебобулочных изделий (на 23 процента больше, чем в прошлом году).

Такое падение производства колбас в области эксперты связывают, во-первых, со снижающейся из-за кризиса платежеспособностью населения, а во-вторых, с появлением на амурском рынке производителей из Якутии, которые сходу за счет дешевизны продукции завоевали почти 30-процентый сегмент этого рынка.

— В молочном и колбасном сегментах рынка, а также по яйцам наши производители занимают долю более 70 процентов, — анализирует продовольственную ситуацию директор амурской сети дискаунтеров «Кэш энд кэрри» в Благовещенске Игорь Ротарь. — Несколько лет назад мы вагонами возили байкальское и московское молоко — его быстро разбирали. А теперь закупаем его все меньше — амурской продукции хватает. То же касается йогуртов — «даноны», конечно, попривыкли есть, но все больше покупают и местный товар. Кондитерские изделия идут 50 на 50 — привозные и местные. Но есть сферы, где область просто не может сама себя обеспечить в силу объективных причин: фрукты завозим из Китая и Узбекистана. Алкоголь на 95 процентов тоже завозной — амурская водка, несмотря на приемлемую цену, плохо расходится.