Главное — здоровье, а деньги можно 
заработать и после эпидемии.Главное — здоровье, а деньги можно заработать и после эпидемии.

Цены росли с температурой

Не откроем Америку — уж кто обогатился на здоровье, так это фармацевты и аптечные сети. Учитывая масштабы эпидемии в нашей области и размеры накруток (в Приамурье лекарства дороже, чем в столице и том же Хабаровске), они в буквальном смысле озолотились — других слов после похода в аптеку и не найдешь. Ценники на лекарства и маски росли вместе с температурой амурчан. Если 25 октября арбидол в «Семейной» со скидкой стоил 180 рублей (кстати, дешевле всего по городу), то уже 28 октября — все 200. Еще через день-два аптеки задрали ценник до 250—290 целковых. Наглядно демонстрирует аппетиты аптечных сетей история с масками, стоимость которых с 2 рублей 80 копеек «вдруг» взмыла до 3, потом 5, а затем 15 и даже 50 рублей! Контролирующие органы, конечно, проверят законность подорожания, но… Как признались «АП» сотрудники аптек областного центра, выручка значительно выросла, у круглосуточных она только за ночь доходит до 300 тысяч рублей. Причем далеко не всегда прибыль растет из-за изменения цен поставщиками.

— Нам привезли партию масок, в накладной стояла цена  — 4 рубля, то есть за столько мы их должны были выставить на продажу, — рассказала на условиях анонимности продавец одной из популярных аптек Благовещенска. — Но позвонило руководство и сказало наценить до 15. В тот же день мы их распродали.

При этом не спешите выливать свой гнев на рядовых сотрудников. Продавцам, которые с ног валятся из-за наплыва посетителей, лишней копейки от таких барышей не перепадет — никакой премии им сказали даже не ждать. Правда, в ряде сетей зарплата зависит от процента от продаж. Чем вызвано частое переписывание ценников в известных благовещенских аптечных пунктах, узнать не удалось — сотрудники и руководители официальные комментарии «АП» давать отказались.

— Я не знаю, как в остальных сетях, но в наших аптеках подорожания не было. На сегодня колебания цен в пределах сезонных, — утверждает коммерческий директор «Амурфармации» Михаил Медведев, единственный, кто согласился поговорить на эту тему. — Осенью идет традиционный всплеск заболеваний, поставщики начинают немного повышать цены, но сказать, что они выросли критично, в 2—3 раза, такого не было. На сегодня нам поставщик возит лекарства по ценам, по которым нам отгружали в сентябре — октябре. Да, мы знаем, что на фоне эпидемии ряд поставщиков завышает свои цены, соответственно завышает их и аптечная сеть, но мы не наживаемся на этих вещах. Стараемся, чтобы стоимость лекарств и масок была постоянна, вне зависимости от ажиотажа.

Также не захотели озвучивать, насколько выросли число посетителей и выручка, представители частных медицинских центров Благовещенска. Но то, что их доходы существенно возросли, и так понятно.

Заработать на чесноке

Кому не по карману дорогие пилюли, выстроились в очереди за природным фитонцидом — чесноком. Прибыль от реализации народного средства от простуды выросла и в супермаркетах, и у бабушек-огородниц. В торговом центре на Ленина—Чайковского продажи чеснока выросли в 10 раз. Слава богу, это лекарство доступно всем и дефицита не наблюдается.

— До всей этой паники в день покупали в среднем по 5—10 упаковочек чеснока (в каждой по три головки), — поделилась продавец овощей и фруктов. — После того как все СМИ стали трубить о свином гриппе, спрос резко увеличился и теперь доходит до 50—100 упаковок. Каждый, кто подходит за фруктами, обязательно берет чеснок. Рекорд — когда за один день я как-то продала 250 упаковок! Но цену мы не поднимали, три головки по-прежнему стоят 10 рублей.

Прибыльный бизнес сейчас — пошив масок. Швейная фабрика, в прошлом известная как «Амурские узоры», обеспечена заказами уже как минимум на неделю. В день отшивают по 1,5—2,5 тысячи марлевых повязок. Последний раз такой объем работы у портных был во времена вспышки атипичной пневмонии — остатки нашитых масок фабрика в течение полугода реализовывала.

— Но такого ажиотажа не было! — рассказали на швейной фабрике «Медицинская одежда». — Сейчас не успеваем, очень много заявок от больниц, предприятий, аптек, учебных заведений из разных уголков области — Белогорска, Мазановского района, Райчихинска, Магдагачей. За выходные отшили 2 тысячи масок, так за полдня продали!

Кстати, в отличие от фармацевтов, решивших нажиться на дефицитном товаре, фабрика установила очень демократичный ценник — 18 рублей за маску, которую, кстати, можно использовать многократно. «Такой цели — навариваться — у нас нет, — говорят на предприятии. — цену рассчитывали, чтобы она всем была доступна».

Кинопрокатчиков «прокатили»

Мощный удар эпидемия нанесла по бюджету закрывшихся кинотеатров. Цифры бизнесмены оглашать не хотят, но уверяют, что убытки будут серьезные. Кинопрокатчики говорят, что осенью и так из-за подкосившегося здоровья киноманов доходы упали в 5 раз, «провалились» детские фильмы.

— У нас тоже обязательства, на день закрытия шло 13 фильмов, половине кинокомпаний мы уже заплатили за прокат, с остальными согласились на их условия, а денег-то не заработали, — сокрушается менеджер компании «Мир кино» Андрей Пономаренко. — Прокатная плата — это одно, также мы вынуждены отправить в отпуска сотрудников, всего в штате у нас около 50 человек, на работе сейчас только бухгалтер, секретарь, я и директор. А у людей семьи! А ведь есть еще аренда.

Как заметил наш собеседник, пострадали не только кинотеатры, но и сферы, которые были «вокруг» — бар, охрана, таксисты, обслуживающие пришедших поклонников киноискусства. Правда, в таксомоторных фирмах «АП» сообщили, что вирус их пока не подкосил — ездить нужно и здоровым, и больным, просто среди адресов все чаще звучат аптека да поликлиника.

Считают убытки от простоя учреждения культуры и увеселительные заведения. «На прошлой неделе закрылся ночной клуб, ущерб, конечно, большой, причем не только у нас, но и у поставщиков продуктов питания, напитков, алкоголя, — рассказали нашему корреспонденту в гостинично-развлекательном центре «Плаза». — В гостинице постояльцев в ноябре не стало меньше, на обычном уровне держится и число посетителей водно-оздоровительного центра. А вот в сауне отмечаем увеличение — видимо, благовещенцы туда ходят погреться для профилактики».

Упала выручка в многочисленных кафе, ресторанах Благовещенска. «Товарооборот сократился на 50%, число посетителей уменьшилось еще месяц назад», — отметил президент гильдии рестораторов Приамурья Сергей Буянов.

Туриндустрия на карантине

Начинают подсчитывать потерянные доходы представители туристического бизнеса Приамурья. Туристов стало значительно меньше, сообщили нам в «Галатуре» и «Дальневосточном фениксе». Перестали амурчане путешествовать с детьми, как это по традиции делали во время осенних каникул. Видимо, наконец жители области прислушались к рекомендации Роспотребнадзора отказаться от поездок в Китай в связи с эпидемией свиного гриппа.

— Тем не менее амурчане продолжают интересоваться и записываться на новогодние туры в Китай, Таиланд. надеемся, что эпидемия закончится к тому времени, — добавила гендиректор фирмы «Галатур» Галина Кропотова.

Вирус подрезал доходы перевозчиков Благовещенска, поскольку школы и общественные заведения сегодня закрыты на карантин, а работающие горожане не спешат лишний раз выходить из дома. Так, в автоколонне-1275 выручка в настоящий момент упала на треть. А вот на автовокзале нас заверили, что эпидемия не сказалась на пассажиропотоке. Единственное, когда студентов распустили на карантин, предприятию пришлось по многим направлениям выделять дополнительные автобусы.

Грипп не отбил аппетит

Не подложил свинью вирус-мутант амурским животноводам и продавцам мяса. Как выяснила «АП», прижившийся термин в названии болезни не отпугивает амурчан — перенимать мусульманские обычаи и исключать свинину из меню наши гурманы массово не бросились. Так, владелец СПК «Развитие» Благовещенского района, где разводят хрюшек, Грант Оганесян отметил, что из-за эпидемии спрос на мясо этих животных абсолютно не упал: «Люди кушают свинину, как и раньше!»

— Продажи свинины и продуктов из нее остались на прежнем уровне. Покупатели не спрашивают, откуда она, и не боятся, — заверила также товаровед центрального гастронома Благовещенска Светлана. — А вот спад покупателей есть, но это мы связываем, скорее, с кризисом.

Кстати, весной Всемирная организация здравоохранения официально переименовала свиной грипп в «грипп A (H1N1)». На этот шаг медики пошли специально, чтобы не сбивать с толку потребителей, которые начали отказываться от покупки свинины, а ее производители в Мексике и США терпели большие убытки.

Для тех, кто сомневается, повторим: мясо даже зараженных свиней пригодно для употребления в пищу. Во время приготовления свинины при температуре 700С вирус свиного гриппа погибает.