Под охраной окажутся флора и фауна вблизи нефтепровода.Под охраной окажутся флора и фауна вблизи нефтепровода.

Уникальные уголки области, ставшие таковыми с легкой руки руководителей еще советского Приамурья, явно заждались инвентаризации. Почти половина памятников природы областного значения давно утратила либо изначально не оправдывала своей миссии. Тем временем по закону каждая из таких территорий подлежит охране, финансируемой из регионального бюджета. В целях исключения «балласта» из списка охраняемых объектов специалисты тщательно проверили наиболее спорные и совсем сомнительные территориии.

— Всего на территории Приамурья насчитывается 118 памятников природы, — подчеркнул представитель Дирекции по охране и использованию животного мира и особоохраняемых природных территорий (ООПТ) Игорь Ковальчук. — За прошлый и нынешний год силами наших специалистов проверено 59 подобных объектов. По нашему мнению, 47 из них давно неуникальны, а может, никогда и не были таковыми. Непонятны критерии, по которым амурский облисполком оценивал их значение.

С мнением проверяющих трудно не согласиться, учитывая хотя бы описание сомнительных памятников в составленном прежними руководителями списке. К примеру, чего стоят памятники природы, именуемые не иначе как городской парк города Зеи или зеленая зона вокруг областного центра. Если следовать российскому законодательству, то первый объект необходимо взять под охрану и полностью закрыть для посещения горожанами. Зона же вокруг Благовещенска давно под автомагистралями, новостройками и целыми жилыми массивами.

В списке спорных памятников — масса озер, рек и лесных массивов, не имеющих границ и конкретных формулировок. В их уникальности специалисты дирекции также усомнились в ходе осмотра.

В то же время о полном отречении от многих явно потерявших областное значение объектов речи не идет. Как вариант рассматривается возможность передачи их на баланс муниципальных образований и использование в качестве рекреационных и зеленых зон местного значения.

Второй важный вопрос, рассмотренный межведомственной комиссией, касался увеличения числа заказников. Как уже писала «АП», их количество, напротив, возрастет в ближайшие годы. Чиновники решили поддержать создание Токинского, Нижненорского и Верхнеамурского заказников.

Первые разговоры о необходимости открытия Верхнеамурского заказника в районе Джалинды звучали еще 15 лет назад. Своевременной реализации проекта помешала финансовая нестабильность 90-х годов прошлого века. В настоящее время создание заказника станет частью компенсационных мероприятий по снижению негативного влияния крупного промышленного объекта в виде нефтепровода ВСТО. Под охраной окажутся флора и фауна вблизи нефтепровода и уникальные природные ландшафты, именуемые Черпельскими Кривунами.

Нижненорский заказник станет хорошим подспорьем для Норского заповедника, правда с сезонным принципом работы. Его деятельность будет активизироваться в период миграции косули, которую планируется прикрывать от браконьерских отстрелов с сентября по октябрь.

Третий заказник Токинский возьмет под охрану одну из северных территорий, населенную популяцией дикого барана.

Помимо создания новых заказников, амурская дирекция ООПТ инициировала изменение границ своих подконтрольных владений. Андреевский заказник в районе Архары может увеличиться за счет присоединения урочища «Тиганские кедрачи». Зато Благовещенский заказник возле областного центра, возможно, будет ликвидирован и превратится в природный парк «Мухинский».

Среди наиболее важных вопросов, которые необходимо решить для реализации большинства перечисленных проектов, — привлечение финансовой помощи со стороны всемирного фонда дикой природы. Эта же организация может оказать поддержку в пересчете амурского тигра, который все чаще наведывается в Приамурье.

Возрастная категория материалов: 18+