Но ситуация, сложившаяся на минувших выходных, когда почти тысяча амурчан вынуждена была добираться до Благовещенска чуть ли не самовывозом, может повториться.

В прошлом году лед стал 14 ноября. А сейчас при дневных температурах около -10 градусов река, по прогнозам, покроется ледовым панцирем после 20 ноября. Пумы ходят по Амуру благодаря его высокому уровню. Если вода в реке снова «упадет», то история с «застрявшими» на том берегу амурскими туристами пойдет на третий виток.

Как уже писала «АП», в прошедшие выходные около тысячи человек не смогли выехать из Хэйхэ из-за тяжелой ледовой обстановки. И более 500 китайских рабочих дожидались отправки домой на амурском пункте пропуска.

— Из-за сильных торосов возникли перебои в работе судов на воздушной подушке — они ходили через раз, застревали, получали повреждения, — описал ситуацию директор фирмы-перевозчика ООО «Благовещенск-Ирбис» Александр Мизгин. — В итоге на китайской таможне скопились желающие уехать. Такая ситуация не нова — без этого не обходится ни один ледостав, всегда пара-тройка таких дней выпадает.

Но несчастливое стечение ледовых обстоятельств дополнило «загородившее» собой «дорогу жизни» китайское судно «Луньфэй-1».

— В 15 часов в субботу китайское судно застряло во льду в сотне метров от берега КНР. Из-за этого возник затор, не позволивший пумам свободно курсировать, так как «Луньфэй-1» «загородило» собой то единственное место, по которому они сейчас ходят. Его с помощью троса «привязали» к трактору и буксиром вытаскивали из реки, — объяснил Александр Яковлевич. — Ледовый путь освободился к 16.30, но к тому моменту уже начало смеркаться, а пумы курсируют только в светлое время суток.

В воскресенье ледовая обстановка «не прояснилась», и начать перевозки в полном объеме не удалось. Затруднило движение по реке и то, что китайский берег буквально «зарос» ледовыми торосами. Утром в понедельник 18 рабочих счищали их вручную ломами.

В понедельник утром в Хэйхэ оставались около 400 наших соотечественников. Говорят, среди ожидающих был замечен один из заместителей мэра Благовещенска.

— Нам крупно повезло, что уровень Амура в понедельник поднялся — это и позволило переправить остальных туристов. На 15 часов мы вывезли всех желающих, — рассказал старший диспетчер ЗАО «Пассажирский порт «АмурАССО» Сергей Непомнящий. — Сейчас с нашей стороны между берегами курсирует семь пум, с китайской — две. Вчера мы вывезли из Китая не менее 700 человек и во вторник не меньше, сейчас наши суда делают рейсы регулярно, но когда лед станет, пересекать Амур будет еще проще — для пум сделают своеобразную дорогу.

Двое суток ледовой блокады обернулись для некоторых не только потерянным временем и раздражением, но и немалыми финансовыми убытками — у людей пропали дорогостоящие билеты на поезда и самолеты.

Ситуация, подобная этой, развернулась на границе две недели назад, когда по Амуру пошли первые пумы. Тогда заложниками льда стали также около тысячи человек, застрявших в Хэйхэ на выходные. Массовое стечение туристов на китайской таможне развязало руки для разного рода спекуляций — за возможность уехать без очереди предприимчивые китайцы требовали с туристов деньги (по разным данным, от 200 рублей до нескольких тысяч). В этот раз деньги за выезд вымогали уже не только граждане КНР, но и штурманы пум — если верить жалобам негодующих амурчан, за отдельную плату (при уже имеющемся на руках билете) людей пускали в пумы вне очереди.