Они и ахали, заполнив абсолютно весь зал на первом вечернем, после карантина, сеансе блокбастера «2012» — новой работы вышеупомянутого Эммериха.

Послезавтра 2

В силу просто-таки невероятной любви к фильмам-катастрофам, мистер Режиссер отводит сюжет на второй план. Но все же он, как и в любом американском фильме, хоть чуть-чуть, а присутствует. В центре истории «2012» — календарь майя, который, понятное дело, обещает нам конец света как раз в конце двенадцатого года. Самого календаря мы не видим. Но предсказан апокалипсис был тысячу лет назад — то есть приготовиться время было. Но человечество не верит древним.

Главный герой — Джексон Кертис (Джон Кьюсак, «Воздушная тюрьма»), играющий водителя на службе у богатого русского миллиардера Юрия. У Джексона есть бывшая жена и двое детей, которые теперь живут с пластическим хирургом. Узнав от маниакального радиоведущего в исполнении Вуди Харельсона, что по всем прогнозам Земле грозит конец, и, получив подтверждение в виде рассыпающейся на глазах Калифорнии, Кертис спешит спасти семью. А государства разных стран тем временем подготовили три ковчега, на которых смогут спастись лишь около 400 тысяч людей: чиновники, богачи и ученые. Ну и водитель Джон Кьюсак с семьей, ясное дело.

«2012» представляет собой заметно улучшенную копию «Послезавтра» — предпоследний фильм Эммериха. Сюжет практически повторяется практически один в один. С той лишь разницей, что в фильме 2004 года началось все с таяния ледников, а в новой истории — с проблем земной коры. Но это не главное, по большей части «2012» повторяет «Послезавтра» даже в плане семейного сюжета: и тут и там отец и мать, являющиеся главными героями, не живут вместе. А сын находится в плохих отношениях с отцом. Но, в конце концов, сын и отец мирятся. Мол, а как вы хотели, у нас не только планета исчезает, но и типичные семейные проблемы налицо. В этом режиссер приблизил к реальности свои апокалиптические видения. Разница лишь в спецэффектах.

Нация героев

В который уже раз выясняется, что великолепный шанс стать не столько героем, сколько успеть вскочить на подножку уходящего поезда, может любой, самый обыкновенный человек. Даже не просто человек, а американец. Одна из самых успешных стран мира и на этот раз дарит нам неудачника, сумевшего благодаря случаю спасти свою семью от смерти. С чем-то подобным мы сталкивались в спилберговской «Войне миров», когда герой Тома Круза прошел семь кругов ада, но доставил дочку бывшей жене в целости и сохранности. Более чем шаблонный ход. Впрочем, все больше фильмов снимаются по уже устоявшимся сюжетам.

Но и это еще не все: сам президент Соединенных Штатов (оперативно чернокожий) героически отказывается покидать свою страну ради теплого местечка в ковчеге. Демонстрация настоящей несгибаемой нации. Хотя это все же имеет мало общего с реальностью. Трудно представить, что подчиненные Барака Обамы позволят ему остаться в Вашингтоне на верную смерть. И это часть характера главного человека страны проявляется во многих моментах фильма.

Круши, топи, уничтожай

Собственно, обычно этот лозунг применяется к Майклу «Я все взорву за 200 миллионов» Бэю. Но после «2012» он явно щенок по сравнению с Роландом Эммерихом. Все эти кусочки драмы — лишь неудачно вписавшиеся в масштабную картину разрушений планеты островки. Эммерих прежде всего ценит не человеческие отношения, а такие вещи, как, например, уничтожение Ватикана или крушение Белого дома. Для него это настоящая отдушина. А люди, стремящиеся спасти свои шкуры, лишь дополнение к общей картине. Продюсеры сказали «надо», вот он и вставляет людей в сюжет.

Большинству зрителей, целенаправленно купившими билет на фильм-катастрофу, мало удовольствия доставляет следить за перипетиями душевных терзаний Джексона Кертиса, страдающему, что его жена и дети больше ему не принадлежат. Природная стихия — вот что важно в первую очередь. Ради этого идут в кино. И правы, оно того стоит. С таким колоссальным размахом фильмов еще не было. Можно, конечно, вспомнить тот же «Послезавтра» или «Трансформеры», но там все как-то мельче. Эммерих же с каждой новой сценой только наращивает обороты, все масштабней и масштабней с каждой минутой.

Как это часто бывает, не очень оригинальный сюжет компенсируется лихими спецэффектами, за что, в сущности, и можно любить Роланда Эммериха. Его можно любить даже за продолжающие работать сотовые телефоны. И это после таких разрушений. За то, что вернул Вуди Харельсона и Джона Кьюсака в большое кино. В минусы ему стоит записать откровенно нелепый юмор, который, возможно, стал таковым по вине наших переводчиков. Но вот всемирно известный жест, показанный любовницей русского олигарха, пробравшейся на ковчег бесплатно, в то время как он, заплатив гору денег, остался ни с чем — «находка» режиссера. Русская семья вообще показана достаточно карикатурно, если не сказать — нелепо. Фраза «Не ссы, прорвемся», видимо, является одной из ключевых в русской лексике, за что становится даже немного обидно.

Предостережение не удалось

Как бы красиво режиссер ни рисовал конец света, все равно верится в него с трудом. Поэтому остается наслаждаться «2012» лишь как последним, как утверждает сам режиссер, фильмом-катастрофой, который он снял. Так оно или нет, еще неизвестно. Но хлопнул дверью Эммерих весьма удачно. Можно даже сказать, гениально хлопнул. Выйдя из кинотеатра, еще долго не можешь отойти от произошедшего на экране. И черт с ним — с концом света, черт с ними — с бессмысленными сюжетами. Как минимум еще три года мы сможем наблюдать фильмы подобного размаха. Что не может не радовать.

Мнения

Как уже было сказано, зал был забит до отказа. Весь фильм зрители только и делали, что восторгались и изумлялись, подкрепляя свои удивления крепкими словечками. А после фильма как ни в чем не бывало вставали и говорили: «Средненько». Узнаем подробнее.

Семен: Мои ожидания стопроцентно оправдались. Я ждал именно такого фильма. Жанр катастрофы всегда был одним из моих любимых. Но это просто шедевр. Все так эффектно, я сразу вижу, куда ушли 200 миллионов. У меня аж дыхание захватывало. Переживал за главного героя, хотя знал, что он спасется.

Кристина: Большое кино, особенно после такого перерыва. Мне очень понравилось. Глупый, конечно. Но я особо не обращала внимания на диалоги, я пришла смотреть, как в тысячный раз уничтожают США. Сколько видела — никогда не надоедает. Минус в том, что уж больно похож на «Послезавтра», как вторая часть. Масштабней, естественно, но все равно есть чем быть недовольным.

Юлия: Недовольна. Откровенно глупо. От спецэффектов режет глаз, как во второй части «Трансформеров». Я не против такой картинки, но не в таких количествах. Надо и передохнуть. Героев я вообще не запомнила. Это серьезный просчет, для меня по крайней мере. А вообще, думаю, скоро «Аватар» всех сделает. Там все будет красивей и реалистичней, чем в «2012».