С такой тяговой силы налог не возьмут.С такой тяговой силы налог не возьмут.

Сумма внушительная, признается директор автоколонны, и предприятие, на котором лежит большая социальная нагрузка, тянет на дно. Увеличение же ставок и вовсе может потопить. Последнее «потрясение», связанное с увеличением транспортного налога, автоколонна-1275 пережила в 2008 году: к шестизначной цифре ежегодного платежа прибавился еще один ноль. Так, если в 2007-м предприятие перечислило в налоговые органы 837 тысяч рублей, то к концу следующего года сумма составила уже 1 млн. 278 тысяч. В этом году она «подросла» еще на 70 тысяч рублей: автопарк пополнился четырьмя новенькими автобусами.

Налоги платить нужно, говорит директор муниципального предприятия Виктор Архипов. Но они должны быть разумными. И честно признается: когда услышал по телевизору новость о предполагаемом повышении транспортного налога, даже заматерился.

— Госдума должна искать альтернативные пути пополнения бюджета, — считает руководитель. — А то придумали: повысим ставки в два раза. А подумали наши народные избранники, с кого собираются его брать? В основном-то налоговое бремя ударит по карману рядовых автовладельцев. Они хотя бы разделили: допустим, для физических лиц, у которых доход составляет энную сумму, — один налог. А у кого доход 10 тысяч, какой ему налог? Ему только пешком ходить — последние тапочки истопчет.

В случае с юридическими лицами должен быть такой же подход, считает Архипов. Взять хотя бы сферу пассажирских перевозок. Муниципальное предприятие, которое несет социальную нагрузку по перевозке льготников, обслуживанию садоводческих и пригородных маршрутов, и так не конкурент частнику. А расходы на ГСМ, ремонт, налоги те же.

— В час пик наши автобусы идут полные, а все остальное время три-четыре головы «торчит» из этого автобуса и кондуктор. А интервал движения я должен выдерживать, есть пассажиры или нет их. Если, допустим, загрузка пассажиров 60%, я получу прибыль. Но она, как правило, всего 5%. И естественно, я несу убытки, — выкладывает нехитрую арифметику директор благовещенской автоколонны. — Плюс постоянно «прыгающие» цены на ГСМ, недостаточный тариф. Если еще налог в два раза повысят, как нам выживать?

Обрек на транспортный оброк

Транспортный налог является региональным, поэтому его ставки устанавливаются самими территориями. Но опираются они при этом на базовые ставки платежа, установленные в Налоговом кодексе РФ. Пока «база» колеблется от 5 руб. за лошадиную силу для автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. и 7 руб. для массовых автомобилей мощностью менее 150 л., до 30 руб. за «лошадь» на транспортные средства большой мощности (свыше 250 л. с.).

С января 2008 года в Приамурье базовые ставки увеличены в несколько раз. Так, владелец автомобиля со ста «лошадками» под капотом платит по 15 рублей за каждого «жеребца», одна лошадиная сила «железного коня» с мощностью двигателя свыше 250 л. с. обходится в 150 рублей. И этот скачок ставок амурчане неизменно связывают с одной фамилией. Инициатива «переписать» областной Закон о транспортном налоге принадлежала экс-губернатору Николаю Колесову.

Интересно, что в 2007 году в Амурском областном совете народных депутатов чуть не случилась такая же история с возвращением закона, как неделю назад в Госдуме.

— В день заседания, когда как раз и рассматривался вопрос о повышении ставок, сыну сделали операцию, и я уехал к нему в больницу, — рассказал «АП» депутат облсовета 4-го созыва Петр Хлестунов. — На следующее утро узнал, что закон приняли, и одурел от злости. Прошел по депутатам с предложением переголосовать. Со мной согласились. Голосуем: 23 «за» — вернуть закон. Тут прилетает Колесов и заявляет: мол, все, я уже подписал закон, переголосовать не получится, сейчас только процедура отмены. И все, народ скис.

Налог зальют с бензином?

А вообще, справедливым налог станет тогда, когда будет рассчитываться по количеству бензина, который сжег автовладелец, считает Петр Хлестунов.

— Дедушка живет в деревне, на своих «Жигулях» он два раза в год съездил на рыбалку, и все. А другой живет в городе и пользуется автомобилем каждый день. Так вот, во всем мире это адекватно оценивается по количеству бензина. Спалил ты один литр, заплати за 20 км, которые проехал. Спалил тонну — заплати соответственно. Честно, справедливо, понятно.

К слову, эту же мысль озвучивают представители фракции ЛДПР. Мало того, с предложением включить транспортный налог в стоимость бензина депутаты вышли в Госдуму. Как сообщают центральные СМИ, вопрос будет рассмотрен думцами 23 декабря.

На сегодняшний же день картина складывается такая: новая редакция закона оставляет прежней базовую ставку транспортного налога, при этом позволяя регионам увеличивать или уменьшать ее в 10 раз.

И в ряде регионов местные власти не преминули воспользоваться своим правом. Например, в Приморье ставки транспортного налога со следующего года будут увеличены в 2,5 раза. И вряд ли на это решение повлияет акция протеста, которую намерены провести автовладельцы Владивостока.

Наш налог из сил не выбьется

В Приамурье транспортный налог останется без изменений. Об этом на публичных слушаниях по бюджету 2010 года заявила заместитель председателя правительства Амурской области, министр финансов Вера Щербина.

— Что касается транспортного налога, то увеличение его ставок не запланировано. Мы решили увеличить поступление этого налога не за счет повышения ставок, а благодаря лучшему администрированию и сбору недоимок прошлых лет, — отметила Вера Георгиевна.

Более того, областные власти решили «поделиться» транспортным налогом с муниципальными образованиями. С 2010 года 20% поступлений будет идти в бюджеты городов и районов Приамурья, местные власти получат возможность распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Кстати, депутаты амурского законодательного собрания не исключают, что в будущем весь налог будет идти в местные бюджеты.

Повышение ставок не на руку и сотрудникам ГИБДД. По словам страж дорог, это привело бы лишь к увеличению числа нарушителей закона. Так, штраф за транспортное средство, не зарегистрированное в установленном порядке, сегодня составляет всего сто рублей. И некоторые владельцы автомобилей предпочитают оставаться «нелегалами», имея по 20—30 штрафов. В Благовещенске сотрудники ГИБДД ежедневно выявляют порядка 200 машин без номеров.

Мнение

Виктор Логачев,заместитель председателя Законодательного собрания:

— Вопрос транспортного налога достаточно щепетильный и больной. С одной стороны, путем его увеличения власти пытаются решить проблему с пополнением налоговой базы, что, естественно, актуально для нашей страны в кризис. С другой — эта идея непопулярна, так как налоговое бремя ложится, прежде всего, на плечи рядовых граждан, а также предприятий, большинство из которых и так чувствуют себя не очень хорошо.

Госдума приняла соломоново решение, дав возможность регионам самим определять, какую величину транспортного налога иметь. Дело в том, что этот налог целиком идет в казну региона.

На сегодняшний день в Амурской области вопрос об увеличении транспортного налога не стоит. Я думаю, что он останется на прежнем уровне: мы не намерены поднимать налоговую часть бюджета за счет рядовых налогоплательщиков. Хотя в некоторых регионах, я знаю, уже принимаются законы об его увеличении. Например, в Приморье рассматривается вопрос о повышении ставки в два раза. И самое печальное, что отразится оно в основном на транспортных средствах меньшей мощности.

Возрастная категория материалов: 18+