Для лаборанта-технолога Натальи Советниковой работа только в радость.Для лаборанта-технолога Натальи Советниковой работа только в радость.

Как живут местные производители и подорожает ли любимый многими хмельной продукт, если обещанное увеличение акцизов произойдет, выясняла «АП».

Напомним, Госдума приняла пару недель назад закон о повышении с 2010 года размеров акцизных сборов на пиво и вино. Так, на слабоалкогольные напитки (с содержанием спирта до 9% от общего объема) должны повыситься на 30%. На пиво с долей спирта в 0,5—8,6% в три раза. На крепкий пенный напиток — на 50%. Однако уже 18 ноября появилась информация, что закон, предполагающий повышение ставок акцизов, отклонил Совет Федерации. На фоне громкой отмены повышения транспортного налога российские информагентства об изменениях, которые ждут пивной рынок, сообщают весьма скудно. Что смутило сенаторов, как они предлагают откорректировать законопроект и что из этого домыслы журналистов, понять нам не удалось. Однако ранее пивоваренные компании выступали против столь резкого увеличения акцизов, ссылаясь на то, что это может привести к «пивной катастрофе» в России, сокращению рабочих мест в отрасли и спровоцировать рост потребления водки и самогона. Тем не менее, как выяснила «АП», повышение акциза может быть той каплей, которая негативно отразится на судьбе крупного амурского производителя.

Пивзавод хлебнет горя

Благовещенский пивзавод, выкупленный несколько лет назад китайской фирмой, временно закрывается. Выпуск пива планируют прекратить хотя бы на декабрь — январь. Производство местного пенного летом-то было нерентабельно, в холодное время и подавно.

— Ситуация нерадостная, будем закрываться, хотя бы временно — на зиму. В холодное время резко упали продажи, это сезонность, — с пессимизмом в голосе рассказывает исполнительный директор Благовещенского пивоваренного завода ООО «Хуа-Син» Сергей Корнеев. — Завод приносит убытки, прошлый год отработали с минусом, однако не закрывались. Те объемы реализации, которые есть, не перекрывают затраты. Чтобы предприятие приносило прибыль, хоть небольшую, заводу нужно продавать ежемесячно порядка 220 тонн пива, а мы от силы 100 реализовывали.

В свои «золотые времена» доля амурского пива на прилавках магазинов области составляла порядка 20—25 процентов. Продавали и по 300 — 400 тонн хмельного в месяц, шесть машин ежедневно развозили пенный продукт по области, а теперь одна и не каждый день. Проверку на крепость один из крупнейших в прошлом производителей испытал неоднократно. Благовещенский пивоваренный завод свернул выпуск пива на 113-м году существования. Предприятие выкупила у ДПК китайская компания, которая также занимается строительством жилья, владеет сетью кафе в Благовещенске. Бутылки местного пенного снова сошли с конвейера через два года простоя — в феврале 2008-го. Как сообщалось тогда, максимальная мощность пивного производства — до миллиона литров хмельного напитка в месяц.

Еще полтора года назад здесь работало около 300 человек (вместе с сотрудниками торговой сети), а в 2004—2005 годах, когда завод развивался, предприятие давало 800 рабочих мест. Сейчас штат — около 70 человек. На предприятии были вынуждены сокращать сотрудников. Оставшиеся занимают несколько кресел или мест у конвейера. Например, исполнительный директор выполняет также обязанности заведующего гаражом, механика гаража, начальника отдела снабжения и еще ряд других. Главный механик — он же и эколог, и инженер по технике безопасности, и инженер по водоснабжению.

— А зарплата какая была, такая и осталась, — замечают сотрудники.

Предприятие сейчас производит четыре сорта пива — знакомые амурчанам «с детства» «Исетское», «Благовещенское», «Адмиралтейское», а также «Харбинское», последнее в стеклянной бутылке выпускают с начала года. Оптовая отпускная цена за пол-литра пенистого от 16 рублей до 23 рублей, в рознице накручивают к стоимости еще 25—30 процентов. Продукция дорожала постепенно — на 30—50 копеек. Последнее переписывание ценника было в мае, однако потом стоимость харбинского пива снизили на 2 рубля — до 23 целковых за бутылку.

— После того как мы открылись, нас на пивном рынке, конечно, никто не ждал, он перенасыщен. Сами видите: в магазинах какого только пива нет, — замечает Сергей Степанович. — Бороться с крупными зарубежными предприятиями такими, как «Балтика», «Сибирская корона», практически бесперспективно. У них продукция дешевле, чем у нас, даже с учетом транспортных расходов. А ведь работают на «химии»! Возьмите бутылку пива и прочитайте, там не хмель, а хмелепродукты, это две больших разницы, как между человеком и роботом. У нас живое пиво, мы его производим по классической технологии, закупаем дорогой хмель. Крупные же заводы перешли на концентраты, грубо говоря, у них «порошковое» пиво. Естественно, себестоимость ниже, поэтому и продукт конкурентоспособен.

Предполагаемое резкое повышение акцизов на пиво ждут на предприятии со страхом — это будет еще один удар по производству. Экономисты завода пока не озвучивают, насколько подорожает бутылка пива: ждут окончательного решения государства и официальные бумаги от налоговиков, но скачок однозначно приведет к снижению реализации продукции.

По словам исполнительного директора Благовещенского пивоваренного завода, коллектив займут другой работой на предприятии. Кстати, здесь есть и мини-завод по производству зеленого или желтого пива, его продают на разлив в нескольких кафе областного центра.

Пиво madе in Свободный

Как удалось выяснить «АП», в области, не считая несколько пивоварней в барах областного центра, производство пива также есть в Зее и Свободном. В последнем предприятие по сравнению с благовещенским пивзаводом — «малыш» и по возрасту, и по обороту. Его мощность — 300 литров пива в сутки, штат всего пять человек, однако на рентабельность предприниматель не жалуется, хотя и говорит, что прибыль маленькая. Живое пиво madе in Свободный уже узнаваемо в Благовещенске, здесь оно продается более чем в 10 торговых точках.

— Судя по информации СМИ, акциз на наше пиво вырастет на 50 процентов, это значит, дополнительно придется отдавать 1,5 рубля с литра. В какой-то степени повышение ударит по нашему бизнесу, но не так, чтобы кричать «караул», на розничной цене до весны это однозначно не отразится, — уверен один из трех совладельцев свободненской пивоваренной компании Алексей Селькин. — Себестоимость нашего продукта примерно 30 рублей за литр. Так что «подушка безопасности» есть. В январе — феврале и так не сезон. Если сегодня отпускаем по 45—50 рублей за литр, то, может, потом повысим на рубль.

Мини-пивоварня разлила за 10 месяцев этого года 25 тонн напитка. Это больше по сравнению с прошлым годом процентов на 40—50. Нынешним летом завод максимально использовал свои мощности. Более того, владельцы вынашивают планы по расширению географии сбыта и увеличению объемов производства. Сейчас компания пытается оформить кредит в банке на приобретение нового российского оборудования. Оно позволит увеличить мощность раза в три, а также выпускать новые сорта пива и трудоустроить еще 2—3 человека. Возможность для развития есть, нужен «толчок». И областные власти пообещали поддержку производителю — субсидировать процентную ставку по кредиту на приобретение линии и помочь продвинуть местное пенное на рынке Шимановска и Белогорска.

— Конечно, повышение акцизов не радует, но, с другой стороны, руки нельзя опускать, нужно двигаться вперед, — резюмировал Алексей Селькин.

Самый больной вопрос для амурских производителей пива — засилье завозного напитка. Свободненская пивоварня работает три года, однако даже в родном городе и близко не занимает доминирующую позицию. Производство в России вообще дело неблагодарное, считает пивовар со стажем исполнительный директор Благовещенского пивоваренного завода: «государство выжимает все соки с производителя». И приводит в пример толком неработающий в этом году «Амурский кристалл», обанкроченный Благовещенский спиртзавод. Удастся ли государству всевозможными ужесточениями навести порядок на алкогольном рынке и заставить россиян бросить пить — посмотрим. Однако чиновникам пора самим взглянуть на этот бизнес более трезвым взглядом.