За окном ­–23, а температура в домах кое-где достигает  +12 градусов. За окном ­–23, а температура в домах кое-где достигает +12 градусов.

Оценить ситуацию и ход отопительного сезона в проблемных северных территориях губернатор области Олег Кожемяко и зампред правительства — министр строительства, архитектуры и ЖКХ области Александр Житков отправились лично. В «территориях холода» побывал и наш корреспондент.

Потеплеет через три дня

Проехав пять часов на обледенелой трассе, убеждаешься, насколько далеки северные районы от областного центра. Но и эти сотни километров не дают областным властям повода упускать эти территории из виду. Приехав первого декабря в Магдагачи, глава региона первым делом наведался на местную котельную — ежегодный источник зимних напастей для населения. Она отапливает основную часть жилфонда и социальных объектов — более 50 домов, где живут около трех тысяч человек, а также школы и сады. Сейчас здесь исправно, правда не в полную силу, работает только один котел под номером 2. Первый временно отключили для ремонта. Запустят его через два-три дня, и тогда, по словам зампреда правительства — министра строительства, архитектуры и ЖКХ области Александра Житкова, жить в Магдагачах станет теплее.

Сейчас ситуация в поселке постепенно нормализуется, по словам представителей местной администрации. Три школы и четыре детских сада работают. Сады, правда, не на полную мощность, а только самые теплые группы. Для того чтобы маленькие жители поселка не мерзли, администрация устанавливает дополнительный обогрев и уже закупила 10 инфракрасных ламп, которые обеспечат малышам если не Африку, то уж Южную Америку точно. Пока температуры здесь колеблются от +10 — +15 градусов в садике «Сказка» до +21 в «Солнышке».

В школах благодаря обогревателям держатся температуры от +13 до +19 градусов. Правда, в школе № 2 вчера так активно использовали греющие приборы, что загорелся электрощит: учеников пришлось распустить по домам.

Третий, новый котел, который «съел» уже почти 18 миллионов бюджетных денег, еще доделывают. По клятвенным заверениям монтажников, он готов на 80 процентов, и оставшиеся работы они проведут до 20 декабря. — Здесь изначально ситуацию с ног на голову поставили! — обрушился на субподрядчика Олег Николаевич. — Вы эти графики сдачи котла каждый день сдвигаете! Что вы сидите? Еще сутки теряете! Сегодня же вечером мне представьте список, какие материалы нужны, сколько средств потребуется — по деньгам мы поможем. И каждый день отчет перед Житковым — что сделано.

Губернатор посоветовал местным властям «все виды работ описывать, а потом выставить претензии подрядчику — Бийскому котельному заводу, который не исполнил своих обязательств, и по суду возвращать деньги».

Тепло зимой магдагачинцам только снится уже на протяжении нескольких лет.

— У нас три года тепла нет — все думают, что зима не придет, а она вдруг неожиданно начинается, — шутит магдагачинский милиционер из сопровождения губернатора.

За окном ­–23, а температура в домах кое-где достигает +12 градусов.

Прохладно и в администрации Магдагачей, где журналистов дважды настоятельно просили прикрыть двери — «все-таки не на юге». У тех магдагачинцев, кому повезло больше и чьи дома завязаны на другие котельные, в квартирах по-настоящему жарко — до +27.

Студенческий подряд

— Тут рядом ПТУ находится — вот, сколько ребят тут у вас на котельной практику проходит? Вам же нужны люди. Почему вы их не задействуете? — удивился глава региона и стремительно двинулся в училище. За ним впопыхах последовали сопровождающие.

Влетев в здание училища, на котором еще с советских времен красовалась оставшаяся вывеска «Быть рабочим — призвание гордое, стать рабочим — решение твердое», Олег Кожемяко тут же озадачил первых попавшихся ему на глаза будущих тружеников.

— Вы на кого учитесь? Слесари-автомеханики? А если на котельной будете работать еще и зарабатывать? — поинтересовался глава области.

— Мы бы работали, — подумав, ответили ребята. — У нас же дома тепло будет, а не у кого-нибудь.

Прощупав батареи, губернатор убедился, что они относительно теплые, и, войдя в кабинет директора, с порога предложил.

— Автомеханики — специальность невостребованная, ее можно и факультативом сделать, — заметил глава региона. — А мы хотим, чтобы они получали те специальности, которые нужны здесь на ЖКХ. И у вас отличный полигон есть — вниз спустились, и все. Вы выводите ребят на работу на котельную, а параллельно меняете учебный план, я дам указания министру образования — вам помогут. А ваши студенты деньги за работу получат — просчитаем, сколько им платить, например за четыре часа работы в день. Сколько вам времени понадобится — надо бы до конца недели успеть.

Директор училища Нина Нерсесьян от такого напора растерялась, но обещала сделать все возможное.

Летом деньги — зимой холод

Следующим пунктом в плане значился Соловьевск Тындинского района, чьи власти на выделенные еще в начале лета деньги вместо модульной котельной купили холод. Туда отправились на вертолете.

Из трех соловьевских котельных, на которых побывал Олег Кожемяко, проблемы лишь на одной — котельной ТЭЦ. Здесь, надсаживаясь, жгут уголь все три котла, а на выходе получается «пшик» — всего около 50 градусов при норме в 80—85. А все из-за почтенного возраста местных котлов. «Столько не живут!» — воскликнул, глядя на них, министр ЖКХ области. Из-за этого понизилась температура и в отапливаемых котельной детском саду и физкультурно-оздоровительном комплексе. Олег Кожемяко заглянул в детский сад.

— У нас сейчас в этих группах тепло за счет инфракрасных ламп — детки спят спокойно, — рассказали нянечки. — А вот в раздевалках, туалете и в группах наверху ламп нет — там прохладно.

Губернатор распорядился лампы и обогреватели установить везде и направился к стоящим неподалеку от котельной деревянным домам. Попасть в гости к соловьевцам и оценить температуру там Олегу Николаевичу не удалось — на настойчивый стук никто не ответил. Зато батареи в подъездах оказались горячими. А в некоторых квартирах чуткое око главы администрации Тындинского района Геннадия Щербины приметило открытые форточки. «раз форточки настежь, значит, не мерзнут», — констатировал он. Женщины-кочегары на одной из котельных даже удивились вопросу про тепло в домах. «Я живу в доме, который сама же отапливаю, — смеется старейшая работница котельной. — У меня дома жара до +27».

Несмотря на то что ситуация в Соловьевске далека от напряженной, местные власти попали под серьезный разбор полетов.

— Ситуация здесь проста по выводам: ни администрация района, ни администрация села за летний период при наличии средств никакими работами не занималась, — отрезал Олег Кожемяко. — Не сумели распорядиться деньгами! В итоге коммунальщики вошли в сентябре в неподготовленные объекты. Мы вас предупреждали в июне, что по модульной котельной вы не войдете в ноябре: вы ничего альтернативного не нашли.

На монтаж модульной котельной, которая должна заменить все три действующих, потребуются две недели. Проблема в том, что к ней сейчас нельзя подключить сети — придется остановить подачу отопления, слить всю воду из труб. А это чревато серьезными последствиями. Ее установят и будут держать в резерве на случай поломки работающего оборудования, если проблем не возникнет, то сети к ней подключат уже весной, когда потеплеет.

Соловьевцы теряют градусы еще и из-за износа тепловых сетей. Губернатор дал добро на их перекраивание: «Три недели на проект сетей и все расчеты, привлекайте специалистов из проектировочных институтов, минстрой области». 25 декабря губернатор обещал приехать и ознакомиться с этим проектом. «Никакого Нового года у вас не будет, пока температура не будет нормальной», — резюмировал губернатор.

Возрастная категория материалов: 18+