Любовь Хащева: «Больше 60% обращений связано с нарушением социальных прав граждан».Любовь Хащева: «Больше 60% обращений связано с нарушением социальных прав граждан».

— Любовь Сергеевна, кто обращается к уполномоченному по правам человека в Амурской области? Кто чаще борется за свои права?

— На 1 декабря у нас было более двух тысяч обращений граждан, это больше, чем в прошлом году, — за весь 2008 год мы рассмотрели 1704 жалобы. Рост связан и с кризисными явлениями, но в большей степени с тем, что люди стали более активно защищать свои права. К нам обращаются амурчане самые разные по возрасту и социальному статусу — от студентов до пенсионеров, от простых рабочих до руководителей, в том числе имеющих юридическое образование.

Увеличивается число обращений из других регионов — из Красноярского, Алтайского и Хабаровского краев, Еврейской автономии. Вопросы в основном касаются получения архивных справок, проблем прохождения срочной службы их родственниками в воинских частях Приамурья, а также условий содержания лиц, находящихся в местах лишения свободы. Из Великобритании к нам поступил запрос от правозащитной организации — он касался условий содержания жителя Чеченской республики в исправительной колонии.

— С какими жалобами к вам обращаются чаще всего?

— Порядка 60% обращений связано с нарушением социальных прав граждан, из них большинство приходится на сферу жилищного законодательства, трудовых прав граждан, социального и пенсионного обеспечения. Выросло число жалоб по вопросам миграционного законодательства. Более 300 обращений — это примерно пятая часть — жалобы на превышение должностных полномочий и нарушение прав человека, которые совершаются должностными лицами в ходе предварительного следствия. По половине обращений мы дали юридические консультации. У нас работают три юриста. Но согласно закону, мы не готовим исковые заявления в суд и не представляем там интересы граждан. Однако можем присутствовать в судебном заседании, а также обратиться к прокурору с ходатайством о проверке вступившего в силу решения, приговора.

— Кто чаще всего посягает на права человека, от кого и от чего нужно защищать граждан?

— От равнодушия и от невнимательного отношения к нуждам человека. Сразу вспоминаются слова Юлиуса Фучика: «Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия творятся все беззакония на земле». Приведу пример. Мужчине, чтобы получить пенсию, была нужна справка. Он обращался в областной архив, прокуратуру, пенсионный фонд, суд, и везде ему отказывали. От отчаяния, не зная, в какие еще двери стучаться, он пришел к нам. Мы обратились в архив районной администрации, где этот человек проживал, и там все справки были найдены, перерасчет пенсии был сделан. Самое поразительное — мужчине нигде не объяснили, что начать нужно было со своего района.

— Можете привести примеры, когда кому-то удалось помочь?

— Таких примеров множество, и о них можно рассказывать очень долго. У нас немало писем с благодарностями от тех, кому мы помогли. Одна женщина, которой после нашего вмешательства удалось восстановить гражданство, даже стихи написала, посвященные уполномоченному по правам человека. Остановлюсь на нетипичных ситуациях, которых просто не должно быть в практике. Акт о смерти женщины был составлен полгода спустя. Поэтому детям не выплачивали пособие по потере кормильца. Свидетельство о смерти не сделали, потому что не проводили вскрытия — трудно сейчас сказать, почему. Долгое время шла переписка, как это сделать. Женщина, ставшая опекуном малолетних детей, попыталась восстановить свидетельство о смерти, но ей предложили решить вопрос в судебном порядке. Живя в таежном поселке на севере области, имея на руках двоих опекаемых малышей — когда же ей было мотаться по судам? Мы помогли решить эту проблему совместно с министерством здравоохранения области и областным управлением ЗАГС.

Еще одна нетипичная ситуация — когда сирота решал проблему по предоставлению ему жилья. Администрация Тамбовки предложила заявителю самостоятельно подобрать себе квартиру от 33 до 66 квадратных метров, цена которой не превышала бы 635 тысяч рублей. Юноша находил квартиры, но они были то меньшей площади, то большей стоимости. Он готов был жить на 27 «квадратах», но администрация решила, что это не соответствует условиям. Мы направили соответствующие обращения главе администрации района и районному прокурору. В результате молодому человеку наконец приобрели квартиру площадью 48 квадратов на сумму 635 тысяч рублей.

— Самое необычное дело в вашей практике?

— 23 раза гражданин писал заявление о возбуждении уголовного дела по факту привлечения виновного лица к уголовной ответственности, и 23 раза ему отказывали. В конце концов он пришел к нам и после консультативной помощи обратился в суд с заявлением о признании бездействия должностных лиц. И городской суд вынес такое решение.

— А самое трудоемкое?

— К нам обратился участник войны в Чечне. Чтобы он мог получать льготы, ему были нужны соответствующие справки. Отдел кадров вернул ему документы, пояснив, что они оформлены не по форме. Нужна была справка о том, что он проходил службу в Чеченской республике от войсковой части, которая находилась в Щелковском районе Чечни. Мы обратились в Центральный архив Минобороны в Подольске и архив Северо-Кавказского военного округа в Ростове-на-Дону. Откуда пришли ответы, что в архив документы не поступали. От командира части, в свою очередь, пришел ответ, что все документы сданы в архив. Такой вот замкнутый круг. В конце концов были вынуждены заказными письмами направить обращение командующему Северо-Кавказским военным округом и военному прокурору округа. Видимо, после их воздействия мы получили ответ, что все документы сданы в центральный архив, и только тогда была получена долгожданная справка. Получилось, что одну бумажку мы добывали целых полтора года! О чем это говорит, как не о равнодушии компетентных людей, находящихся на разных должностях?

Кстати

525-790 контактный телефон уполномоченного по правам человека в Амурской области

Возрастная категория материалов: 18+