Этот недетский арсенал подростки купили в торговых точках Благовещенска в течение часа.Этот недетский арсенал подростки купили в торговых точках Благовещенска в течение часа.

Экспериментом Большой энциклопедический словарь называет метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Вот мы и решили проверить, насколько проза жизни отличается от правильной инструкции. Если вы хотите предложить нам темы следующих экспериментов — звоните или пишите в редакцию.

Подросткам в торговых точках Благовещенска продадут все, что угодно, а за шампанским еще и сбегают в подсобку. В этом мы убедились во время нашего эксперимента.

Для исследования нам потребовалось: полтора часа рабочего времени, два среднестатистических восьмиклассника, 400 рублей редакционных денег и автомобиль, чтобы проехаться по магазинам и киоскам в центре города и микрорайоне.

Показались взрослыми

Когда я впервые увидела главных участников нашего эксперимента — 14-летних Антона и Ваню, то сразу поняла, что денег нам, пожалуй, может и не хватить. Два акселерата, оба ростом под метр 70, ломающимся баском признались, что не курят, пивом не увлекаются и вполне дружат со спортом.

Тем не менее им всего по 14 лет. Как известно, алкоголь и табачные изделия запрещены к продаже лицам, не достигшим 18-летия. Об этом, кстати, извещают объявления, написанные буквами разного размера и развешенные во всех торговых точках, которые мы посетили. Как будет на самом деле, нам предстояло выяснить.

В киоске, ближайшем к школе, где учатся Антон и Иван, мальчишки с легкостью, хотя и немного стесняясь, приобретают пачку «Бонда».

— Вы сейчас продали сигареты 14-летним детям, — обращаюсь к продавщице. — Почему вы не поинтересовались их возрастом?

— 14-летним детям? Кому, вот этим? — искренне удивляется она. — А мне они показались взрослыми… Обычно я спрашиваю, сколько им лет.

Дальше едем за пивом. Впереди — пара магазинчиков шаговой доступности, как раз напротив АмГУ.

— Полторашку, — басит Ваня и протягивает продавцу редакционную сторублевку.

Опытный работник торговли смотрит на мальчишек подозрительно:

— Паспорт покажи!

— Дома забыл, — чистосердечно говорит Иван.

— Тогда до свидания.

То же самое было и в соседней точке. Зато в киоске неподалеку мальчишки легко отоварились пенным напитком. «Возраст позволяет?» — благосклонно спросила девушка, возникшая в окошке. И не успели мальчишки кивнуть, как заветная бутылочка «Фостера» уже была у них в руках.

— Как же так? — обращаюсь к продавцу.

— Он сказал, что ему есть 18, — краснеет девушка. — Значит, он мне наврал?

Провожу профилактическую беседу, пугаю проверкой и штрафом, продавец соглашается, что поступила неосмотрительно.

Тяжелая артиллерия

Уложив первые трофеи на сиденье редакционного «микрика», мы отправились на покорение дискаунтеров и супермаркетов. В «Кэш энд кэрри» на Игнатьевском шоссе подростки долго ходили возле алкогольных витрин, выискивая вино подешевле. Брали бутылки, рассматривали и ставили на место, не вызывая у толкущихся рядом мерчандайзеров никаких вопросов. Побренчав мелочью, они, наконец, остановили свой выбор на портвейне «777». Взяв горячительное, популярное при социализме, участники эксперимента направляются к кассе.

— Паспорт, — в упор смотрит кассир на мальчишек. — Я ясно сказала: пас-порт!

Антон с Иваном дружно разворачиваются и покорно несут портвейн на место. Не удалось нам купить винно-водочных изделий в «Кэш энд кэрри», размещенном за торгово-развлекательным комплексом «Мега», и в супермаркете «Простор», что в самой «Меге». Кассиры проявляли просто нечеловеческую бдительность.

Быстро поняв, что «тяжелая артиллерия» оптовых и розничных супермаркетов, начиненных видеокамерами, службами безопасности и добросовестными кассирами, нам не по зубам, решаем пройтись по более мелким торговым точкам.

Шампанское из подсобки

— Надо ехать на вокзал, там в ларьках всем все продают, даже малолеткам, — неожиданно «сливает» контакты Антон. — Или на рынок, там тоже не смотрят, сколько лет.

Едем на рынок. Женщина, торгующая сигаретами под навесом недалеко от центрального входа, берет деньги и сует Ивану пачку «Бонда», что называется, не глядя. В «Табакерке» возле рынка — та же картина.

— Вы сейчас только что продали табачные изделия 14-летнему подростку, — говорю я продавцу, буквально упираясь взглядом в объявление «Лицам до 18 лет табачные изделия не продаем». — Вот же, у вас написано, что это запрещено!

— Какому еще 14-летнему? — агрессивно обороняется продавщица. — Он мне только что паспорт показал! Там ясно написано, что ему 18! Он что, с чужим паспортом ходит? Я вам точно говорю — раз он показал паспорт, я не имею права не продать ему сигареты, уж извините!

Никакого паспорта Иван не показывал, но убедить в этом работницу прилавка не удалось.

В ларьке на перекрестке по Калинина — Красноармейской ребятам без вопросов продали пачку «Бонда» и полторашку «ДВ крепкого».

— Да они мне позавчера паспорта показывали, — горячится продавец в ответ на мои упреки. — Что вы выдумываете, им по 19 лет, эти мальчики в техникуме учатся и почти каждый день тут пиво берут! Да я их как облупленных знаю!

Думаю, что для родителей Вани и Антона эти откровения наверняка стали бы сюрпризом.

Табачно-пивной арсенал уже был представлен неплохо, но оставалось еще полторы сотни, которые все же хотелось потратить на шампанское. В нескольких торговых точках ребят быстро развернули в сторону выхода.

— Я знаю, где точно продадут, — предложил Ваня. — Это рядом с моим домом.

По дороге к этой заветной точке заезжаем в магазин «Лавр». «Шампанского? Ага, сейчас, — говорит продавщица. — Подождите, только в подсобку сбегаю».

Иван с видом победителя несет новогодний алкоголь. Эксперимент завершен. Продавая 14-летним подросткам, по российским законам — фактически детям, алкоголь и табак, мы торгуем совестью. И те, на чьих глазах это происходит, тоже не должны оставаться равнодушными. А уж какой урок извлекли сами участники эксперимента, думаю, даже комментировать излишне.

Если не кошмарить бизнес

Евгения Шершнева, начальник управления потребительского рынка администрации Благовещенска:

— До мая чиновники совместно с милицией проводили рейды по торговым точкам дважды в неделю. Но после того как президент предложил «не кошмарить» бизнес, а Госдума поддержала это предложение законодательно, плановые проверки предпринимателей разрешены лишь раз в три года. Либо проверку недобросовестных «бизнесменов» могут инициировать жалобы потребителей.

О последствиях не думаем

Подразделением по делам несовершеннолетних УВД Благовещенска в этом году проведено 63 проверки торговых точек, было составлено 63 протокола, все материалы ушли в суд.

— Если факты подтверждаются, мы пишем представление на лишение права торговли пивом и табачными изделиями, — говорит Татьяна Болотина, начальник ПДН УВД Благовещенска. — Но у проблемы есть другая сторона — торговцы, которые продают подросткам алкоголь, они ведь живут не в другом городе. И потом их же пьяные подростки избивают и грабят. Почему люди нарушают закон, не думая о последствиях?

Возрастная категория материалов: 18+