Отвечать за организацию бунта за «колючкой» будет только один человек.Отвечать за организацию бунта за «колючкой» будет только один человек.

Напомним, долгая криминальная история берет свое начало 16 января 2008 года, когда на плац исправительной колонии № 5, расположенной в Тахтамыгде, вышла толпа заключенных. Люди в тюремной робе построились и дружно порезали себе предплечья половинками лезвий, извлеченных из одноразовых станков. Акция имитировала вскрытие вен, но серьезно не пострадал никто. Медицинская помощь была оказана более 140 заключенным, при этом, по словам врачей, раны носили поверхностный характер.

После такой акции неповиновения в учреждении были проведены многочисленные проверки, возбудили уголовное дело. Обвинение было предъявлено пятерым рецидивистам, которые отбывали наказание здесь же за тяжкие и особо тяжкие преступления: убийства, грабеж, разбой. За тахтамыгдинский «подвиг» они должны были отвечать по статье уголовного кодекса «дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества», которая предусматривает наказание от 5 до 12 лет лишения свободы.

Последовал год упорной следственной работы. Было допрошено более 300 свидетелей. Мало кто сомневался, что пятеро заключенных, спланировавших, по данным следствия, бунт в колонии, выйдут из этой истории безнаказанными. И тем не менее 8 декабря зал суда они покинули с радостными улыбками на лицах: отвечать перед законом за содеянное придется только одному из них.

Дело рассматривалось с марта текущего года. Судебные заседания проходили в Амурском областном суде, однако решающим было слово не профессионального судьи, а присяжных заседателей. О том, чтобы их судили именно присяжные, ходатайствовали сами обвиняемые. Как пояснили «АП» в областном суде, такое право им дает закон.

— Присяжные должны были ответить на вопрос: доказано ли, что все эти лица совершили те деяния, которые им вменяют в вину? — комментирует заместитель председателя Амурского областного суда по уголовным делам Нина Пронина. — Они сочли, что доказательств недостаточно. Поэтому в отношении четверых обвиняемых был постановлен оправдательный вердикт.

Решение принималось путем голосования. Насколько известно, голоса 12 присяжных разделились поровну. Шестеро проголосовали за то, чтобы признать этих четверых подсудимых виновными, шестеро — за то, чтобы они были оправданы. По закону, обвинительный вердикт можно вынести только в том случае, если за него проголосовало большинство. Равное же количество голосов работает в пользу оправдания.

Сейчас областной суд обсуждает последствия принятого решения. Согласно закону, оправдательный вердикт является обязательным, и ставить его под сомнение никто не имеет права. Это значит, что в ближайшее время профессиональным судьей должен быть вынесен оправдательный приговор. Оправданные подсудимые уже освобождены из-под стражи. Теперь двое из них вернутся в исправительное учреждение, где продолжат отбывать наказание по ранее постановленным приговорам, а у двоих других сроки заключения уже закончились, и они находятся на свободе. Теперь областному суду предстоит квалифицировать действия единственного зачинщика и назначить ему наказание. Каким именно оно будет, пока неизвестно.

Между тем, несмотря на столь неожиданный поворот событий, точку в деле четверых оправданных пока ставить рано, считают судьи. Не исключено, что приговор может быть обжалован в Верховном суде РФ.

— Прокурор не имеет права сомневаться в справедливости вердикта, однако может обжаловать приговор по мотивам нарушений уголовно-процессуального кодекса, если таковые имелись, — пояснила Нина Пронина. — Такое право у него есть в течение 10 дней со дня вынесения приговора.

Отправит ли прокурор кассационное представление в Верховный суд, станет известно примерно через две недели. «АП» будет следить за развитием событий.