Юные  киллеры надолго останутся в рядах заключенных.Юные киллеры надолго останутся в рядах заключенных.

История о падчерице-убийце из северного райцентра прошлой зимой была у всех на устах. Подобного в Приамурье не случалось никогда: благополучная семья, положительная девушка-подросток. Один-единственный выстрел перечеркнул все: попав под дурное влияние, школьница вдруг наняла киллеров для своего приемного отца, который воспитывал ее с детства. На своих страницах о трагедии рассказывала и «АП» ровно год назад (№ 235 за 18.12.2008). Однако за время следствия и судебного процесса вскрылись новые подробности громкого уголовного дела.

Вначале была любовь

История несостоявшегося убийства начиналась как любовная история. У старшеклассницы из Зеи Насти завязался бурный роман с двадцатилетним Николаем (все имена изменены. — Прим. ред.). Молодые люди проводили вместе слишком много времени, и Настя, которая никогда не была в списках отстающих, вдруг забросила учебу, стала ссориться с родными, а потом и вовсе ушла из дома. Маме школьница сказала, что жить будет у бабушки. Сама же практически переехала к своему возлюбленному.

Таких проблем с повзрослевшей, но еще совсем юной дочерью в семье не ожидали. Родителям казалось, что причин для подобных необдуманных поступков у Насти нет. Дом — полная чаша. Сами они — пример для подражания: трудолюбивые, активные. Обеих дочерей (у Насти есть младшая сестренка) обеспечивают всем необходимым, в семье мир и порядок. Виталий, Настин отчим, воспитывал ее с детства, отвел в первый класс. Отношения между ними все эти годы были ровными, и Настя охотно называла его папой.

И тем не менее, когда над личной жизнью школьницы нависла угроза, во всех своих проблемах она обвинила именно его.

Потом стрельба

После нескольких месяцев разрушительных отношений Насти и Николая, который оказался парнем с криминальными наклонностями, мать девочки отправилась в милицию. Женщина потребовала привлечь друга ее дочери к уголовной ответственности. Ведь Насте было всего 15, а они уже жили как муж и жена. Разъяренная школьница отреагировала самым неожиданным образом.

Решив, что именно отчим надоумил мать обратиться в правоохранительные органы, Настя стала желать ему смерти. Об этом она с жаром рассказала другу Николая Егору, который как-то зашел в гости. Выслушав жалобы девушки, парень недвусмысленно предложил помочь. Настя, не раздумывая, согласилась: «Убей! Я заплачу. Родители в доме хранят 400 тысяч рублей. Можешь забрать их в качестве гонорара».

Дело было организовано за считанные дни. Девятнадцатилетний Егор, который нигде не работал, быстро нашел сподвижников. Антон, работник старательской артели, согласился предоставить «нелегальный» пистолет. Он же взял на себя хлопоты по «утилизации» уже использованного орудия убийства. Роль стрелка досталась вчерашнему дембелю Дмитрию. Сам же Егор выступил координатором и должен был следить, чтобы им никто не помешал.

Напали на Виталия утром в гараже. Все шло по плану. Подкараулили, выстрелили в лицо. Отчим Насти упал без чувств, и убийцы, подумав, что все получилось, закрыли его и убежали. Однако жертва чудом осталась жива. Как оказалось, от удара у Виталия случилась контузия, пуля, разорвав гайморову пазуху, прошла насквозь и застряла в районе шейного позвонка. После выстрела мужчина на несколько минут потерял сознание, а когда очнулся, сразу же позвонил жене. «Скорая» приехала вовремя, и ему успели спасти жизнь.

Расплата без раскаяния

Преступление было раскрыто за несколько часов. Говорят, на «троицу с пистолетом» указал сам Николай, которого допрашивали одним из первых. Горе-киллеры написали явку с повинной вечером того же дня. Девочка призналась в том, что «заказала» отчима, на следующий день.

Следствие длилось почти год. В суд дело передали в ноябре 2009-го. Несколько недель занял и судебный процесс: было проведено 7 заседаний — сначала в Зее, потом в Благовещенске. По словам очевидцев, узнать судьбу Насти явилось много ее земляков. В зале зейского суда было многолюдно. При этом никто не нарушал порядок. Казалось, люди буквально застыли на своих местах, как будто до сих пор не могли осознать, как четыре юных создания смогли разыграть такую кровавую драму. Все ждали приговор, вынести который судьям тоже было непросто.

— Это дело весьма сложное по квалификации, — отмечает судья Амурского областного суда Александр Першин. — Ведь преступление совершили молодые люди — 89-го — 91-го годов рождения. Заказчица же вообще несовершеннолетняя. Кроме того, она, согласно понятиям педагогики, находится в переломном возрасте. С учетом всех обстоятельств совершеннолетним участникам преступления было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 — 10 лет с отбыванием в колонии строгого режима, а девушке — на 5 лет с отбыванием срока в воспитательной колонии для несовершеннолетних. При этом максимальное наказание по статье 105 части 2 Уголовного кодекса РФ, по которой обвинялись все подсудимые, — 20 лет, а для несовершеннолетних — 10. Однако, поскольку данные лица не довели преступление до конца, закон предусматривает наказание в размере не более трех четвертых от максимального срока, то есть 15 лет.

По словам судьи, при вынесении приговора были учтены смягчающие обстоятельства: для молодых людей — это явка с повинной, а для девушки — несовершеннолетний возраст. Также киллеры уверяли суд в том, что они раскаялись, однако служители Фемиды усомнились в их искренности.

— Преступники действительно просили прощения у потерпевшего и говорили, что раскаиваются в содеянном, — комментирует Александр Васильевич. — Однако суд не признал данный факт как смягчающее обстоятельство. Раскаявшийся человек обычно сотрудничает со следствием, дает правдивые показания, не пытаясь лукавить. В данном случае все было наоборот. Обвиняемые вводили следователей в заблуждение, находясь в СИЗО, пытались вести переписку, в которой договаривались о том, кто, когда какие показания даст. Все это говорит о том, что раскаяния как такового просто не было.

Финал в тюремной робе

Зал суда все четверо покидали с поникшими лицами: приговор оказался суровее, чем они ожидали. Координатор покушения получил 9 лет, стрелок — 10, «хранитель» пистолета — 8. Настя, домашняя девочка, которая уже год провела на тюремных нарах, плакала. И сложно сказать, были ли это слезы обиды, раскаяния или осознания своей доли на ближайшие пять лет. Не исключено, что школьница все-таки сожалела о случившемся: после ее свидания с мамой у женщины были изъяты письма и трепетные стихи, посвященные родителям, которые Настя написала уже в тюрьме.

Увидеть своих родных девочке теперь доведется нескоро, а вот встретится ли она со своим возлюбленным — большой вопрос. Пока расследовалось ее преступление, он был осужден по статье «совершение действий сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста». Суд признал его виновным и определил наказание — 2 года условно. Уже с имеющейся судимостью Николай напал с ножом на свою землячку. Сейчас он снова находится под следствием, и, вероятно, в ближайшее время ему также придется отправиться за «колючку».

Возрастная категория материалов: 18+