С техникой Леонид Огарков на «ты».С техникой Леонид Огарков на «ты».

«Не до физики было»

Местный почтальон поначалу сильно изумлялся: едва сунет газету в почтовый ящик Огаркова, а хозяин тут же, как черт из табакерки, из-под земли вырастает. Будто сидит у окна и напряженно ждет корреспонденции. Но ничего подобного — Леониду Павловичу недосуг сторожить поступление почты. Летом они с супругой заняты огородом, а зимой у Огаркова любимое место — рабочий стол, заваленный всякой всячиной: мотками проводов, паяльниками, различными приборами. Он и сейчас, наверное, склонился над столом и изобретает что-нибудь. Или ремонтирует часы, радиоприемники, кипятильники. Соседи попросят — никогда не отказывает.

Еще Огарков занимается пчелами. Придумал устройство слежения за температурой в омшанике. Для этого ему не нужно выходить во двор и спускаться в помещение, где зимуют пчелы. Данные сами оттуда поступают на специальное табло в доме. Весной и осенью с омшаником есть прямая телефонная связь — хозяин звонит в пчелиное царство, а родственник Володя, находящийся там, берет телефонную трубку.

А о том, что поступила пресса, Огарков узнает вот как: в почтовом ящике есть металлическая пластина, и газета, опущенная в почтовый ящик, соприкасается с ней, пластина отгибается, включает контакт, и на весь дом разносится веселый звон зуммера.

По той же причине мгновенно известно о приходе гостя. Только пришедший открывает калитку, а дома — сигнал. Но самое невероятное, что дядя Леня приучил к автоматике своих трех кошек и двух собак. Хорошо уяснили животные: хочешь попасть в домашнее тепло, к заветной миске с едой, наступи на дощечку у порога. Срабатывает система электромагнитов, двери сами по себе открываются и закрываются. Поскольку электричества на всякие такие инновации уходит уйма, Огарков соорудил на крыше некое подобие ветряной мельницы. Дует ветер, лопасти крутятся, энергию вырабатывают. генератор играет роль выпрямителя — получается переменный ток.

— В школе физикой, наверное, увлекались? — интересуюсь у изобретателя. — Точные науки любили?

— Я за партой до физики не дотянул — ушел из школы после четвертого класса, — говорит изобретатель. — А куда было деваться? Шла война. Отца нет. В 38-м его забрали энкавэдэшники. Больше его никто никогда не видел. Два старших брата ушли на фронт. Мать изо всех сил вкалывала в колхозе, но все равно мы — я и еще сестренка младшая — жили впроголодь. Меня взяли в воинскую часть помощником моториста на электростанции. Был вечно на подхвате: смазывал детали солидолом, подкручивал гайки. Получил первую зарплату. Жить сразу стало легче. Я к технике активно потянулся. Подрос — электриком стал. А потом отправили учиться на шофера в Благовещенск. В 1949 году работал в Райчихинске на Сорокинском разрезе. Стал меня там приятель уговаривать: «Айда в вечернюю школу!» Надо было, конечно, но не получилось. Сейчас жалею, что даже семилетку не окончил.

«Волгу» — из мотороллера

Была у юноши Лени мечта: иметь самый престижный автомобиль советских времен — «Волгу». Но денег для ее приобретения не было. И тогда он решил изготовить ее собственными руками. Для начала взялся за «Москвича». Конечно же, пользуясь «богатством» свалок. Машина получилась хорошая, но останавливаться на полпути Огарков не стал. Профессиональный водитель грузовика, он поначалу тщательно изучил теоретическое описание желанного автомобиля в журнале «За рулем», а затем при каждой возможности совал нос в «Волгино» нутро. Собирал вожделенную красавицу по гаечке, по отдельным фрагментам. Не менее шести лет ушло на исполнение юношеской мечты. Для этого купил себе даже сварочный аппарат. Освоил слесарное дело, наловчился клепать и плавить металлы. И еще многому другому.

В ГАИ долгое время не могли поверить, что водитель с четырехклассным школьным образованием сам сделал то, что делают на заводе высококлассные инженеры, рабочие мастера и совершенные автоматы. По чисто российской традиции устроили бюрократическую вакханалию: «Принеси нам справку, где взял мотор, стартер, тормоза, бензобак». И так без конца. Леонид взмолился: «Так кто же мне справку на бесхозной свалке даст?» — «Тогда не разрешаем ездить!» Стену чиновничьего упрямства удалось пробить только при помощи депутата Верховного Совета СССР…

— Сейчас я снял свою «Волгу» с учета. Все равно уже не езжу на ней. Замучился налоги платить, техосмотры проходить. А вот эту трехколесную коляску вынужден был сделать потому, что ноги сильно болят. Из чего сделал свою «малышку»? Двигатель от мотороллера, задний мост с инвалидной коляски, кузовок от люльки мотоцикла «Иж». Развивает скорость до 40 километров.

Торжество инженерной мысли

Недавно мне довелось посетить Центр научно-технического творчества в Харбине. Вот и по жилищу Леонида Павловича я ходил с таким же любопытством и цокал языком от восхищения человеческим разумом. Масштабы, конечно, несравнимы, но суть-то одна: и там и здесь налицо торжество инженерной мысли.

Сколько можно было бы применить в нашем хозяйстве поделок Огаркова, сделанных фактически из ничего! Например, устройство по поливу огорода. Бьет фонтан так ловко, что каждый уголок огорода достигает водная струя. Или стиральная машина объемом 25 литров, которую Леонид Павлович изготовил из сопла отработанного реактивного самолета Миг-17. Трактор-комбайн сам сажает картошку, пропалывает, собирает урожай и перевозит его в дом. Несколько лет назад Огарков смастерил дельтаплан, который поднялся на уровень человеческого роста и пролетел 80 метров. В оправу очков Леонид Павлович вмонтировал миниатюрный радиоприемник. Изготовил тонометр не хуже заводского.

— Зачем вы всем этим занимаетесь? — задаю ему напоследок вопрос. — Ведь можно накопить денег и купить тот же тонометр…

— А мне всегда хотелось изготовить собственными руками, — улыбается Огарков. — Проверить себя, смогу ли. Так жить интереснее.

Возрастная категория материалов: 18+