За два часа школьники узнали все секреты ТЭЦ.За два часа школьники узнали все секреты ТЭЦ.

За полтора часа юным экологам объяснили и показали, как уголь доставляют до котлов и, главное, каким образом осуществляется защита окружающей среды.

Первым делом школьников отвели к вагоноопрокидывателю, где в автоматическом режиме шестидесятитонные вагоны переворачивают вверх тормашками. Разгрузку очередной партии угля специально на пару минут задержали. Раздается звонок, и вагон медленно въезжает в тоннель. Остановив его посредине и приоткрыв в нем специальные отверстия, энергетики ждут, пока стечет вода (подтаявший снег). После очередного звоночка специальный механизм медленно опрокидывает вагон, и уголь высыпается в отверстия в полу.

Далее по конвейеру часть топлива транспортируется на специальные мельницы, часть — на угольное поле. Запасы делаются, поскольку поставки теплоемкого груза носят неравномерный характер. В мельницах уголь измельчается до состояния пыли и уже в таком виде подается в котлы. За зиму, когда станция задействована на полную мощность, на ТЭЦ сжигают порядка 100 вагонов угля.

— А летом вы не работаете, получается? — спрашивает кто-то из экскурсантов у ведущего инженера по охране окружающей среды Леоноры Косициной.

— А откуда же тогда, по-вашему, горячая вода берется, дорогие мои?! — отвечает та. — Работаем, круглый год работаем.

Станция уже два года работает на угле с Ерковецкого разреза. Но экологов интересовало вовсе не это.

Любая тепловая станция осуществляет выброс вредных веществ в атмосферу. Это оксид и диоксид азота, оксиды серы, окись углерода и неорганическая пыль — зола. Любая ТЭЦ проектируется с учетом максимального улавливания вредных веществ, но, к сожалению, отфильтровать все вредоносные отходы пока невозможно. КПД улавливания золы на первом, втором и третьем котлах — 94—96%. Четвертый котел за счет электрофильтра обеспечивает защиту от неорганической пыли на 99%. Это высокие показатели. Белый снег на всей территории станции — наглядное тому подтверждение.

Уловленная золоуловителями и электрофильтрами зола смешивается с водой и в виде пульпы по системе гидроудаления поступает на золоотвал, где зола оседает, а осветленная вода возвращается на станцию для повторного использования. В химическом цехе ребятам показали, как мутная жижа превращается в кристально чистую воду. Осевшую золу постоянно забирают фирмы, специализирующиеся на производстве кирпича и дорожных работах. Оксиды азота не улавливаются точно так же, как и при сжигании топлива в обычной печке частного сектора, однако ТЭЦ при этом приносит гораздо больше пользы. А для того чтобы выбросы максимально рассеять, на станции установлены две высокие трубы. Первая, что построена еще при пуске, устремляется в небо на 120 метров. Она резервная. Вторая — 210 метров, рабочая, из нее постоянно идет дым. Подобная высота позволяет максимально рассеять выбросы в атмосфере.

— Ваши родители еще, наверное, помнят, что до открытия ТЭЦ город отапливали местные котельные. Многие из них располагались в подвалах жилых домов, рядом с котельной лежали уголь и шлак, — рассказывает Леонора Яковлевна. — А от угля, который постоянно подмывало тающими осадками, все вокруг было черным-черно. Так что, как ни крути, мы приносим пользу.

Самое интересное — котельный цех — приберегли напоследок. Именно здесь сжигается уголь и вырабатывается тепло. К удивлению многих, выяснилось, что котел на ТЭЦ — это вовсе не огромная бочка, как можно предположить исходя из названия. Котел — это огромная сеть из труб различного диаметра. Шум здесь стоит такой, что из рассказов провожатых практически ничего не слышно. Но даже без словесного сопровождения становится понятно, что находишься в центре грандиозного сооружения, за счет которого в Благовещенске всегда тепло и светло.

Из-за слегка затянувшейся экскурсии школьники выбились из графика культурной программы, однако уезжали они с огромным багажом знаний. Сколько ни читай учебники по экологии, но пока не пообщаешься со специалистами и не увидишь все своими глазами, картина будет неполной.

Кстати

Первый котел на ТЭЦ был запущен в 1982 году. Его мощность составляла 420 тонн пара в час при давлении в 140 килограммов, температура — 560 градусов. Четвертый, и последний, котел был установлен в 1995 году. Максимальная мощность станции с четырьмя котлами и тремя турбинами на сегодняшний день составляет 280 мегаватт и 817 гигакалорий.