Такси гарантирует доставку с комфортом, но не оперативность.Такси гарантирует доставку с комфортом, но не оперативность.

В преддверии праздников благовещенские таксисты оказывают услуги населению с серьезными перебоями. В чем их причина и можно ли добиться своевременного прибытия «кареты с шашечками» к порогу, выясняла «АП».

Морозным декабрьским утром благовещенка Татьяна Воловик решила доехать до работы на такси, по пути забросив в садик пятилетнего сынишку. До начала рабочего дня оставалось 40 минут, и Татьяна была уверена, что успеет. Диспетчер фирмы, куда позвонила женщина, заверила, что машина будет у ее подъезда максимум через 20 минут.

Через полчаса, не дождавшись такси, Татьяна перезвонила диспетчеру. Ей пообещали, что машина подъедет через 5—7 минут. Еще через 10 минут раздался долгожданный звонок — диспетчер объявила, что подъехал желтый микроавтобус.

— Я выглянула в окно и увидела, что микроавтобус стоит у подъезда, — рассказывает Татьяна. — Так как мы уже были одеты и живем на первом этаже, во двор мы вышли буквально через две минуты. Но микроавтобус исчез. Дальше началось что-то невообразимое. Я перезвонила в такси и спросила, куда делась машина. На это диспетчер возмущенным голосом ответила: «Как куда делась?! Вы же на ней уехали. Мне только что об этом сообщил водитель». Ситуация оказалась абсурдной: она доказывала мне, стоящей на морозе с ребенком, что я уехала. В итоге диспетчер просто швырнула трубку, и мои последующие попытки дозвониться ничем не увенчались. В тот день я привезла ребенка в садик с опозданием на 40 минут, а сама опоздала на работу на 20. Если бы вместо того, чтобы ждать машину, я пошла на ближайшую остановку, шансов добраться вовремя у меня было бы больше.

Диспетчер + гололед

Подобные истории в последнее время уже никого не удивляют. Читатели «АП» регулярно обращаются в редакцию с жалобами на недобросовестную работу фирм такси. Одних возмущает грубость диспетчеров, другие переживают по поводу того, что им не вернули забытые в машине вещи. Рассказывают даже о том, что водители пытаются дважды взять плату за проезд. Но чаще всего пассажиры жалуются именно на долгое ожидание. Ситуации, когда машина, обещанная диспетчером в течение 15—20 минут, добирается до клиента битый час, происходят ежедневно, и грешат этим не одна-две фирмы, а практически все, кто занимается таксомоторными перевозками. При этом владельцы фирм такси не отрицают, что такая проблема существует.

— К сожалению, с несвоевременным прибытием машины к клиенту мы сталкиваемся каждый день, — отмечает директор фирмы такси «Алые паруса» Александр Козловцев. — Особенно остро проблема стоит в часы пик: утром с 7 до 9 и вечером с 17 до 20, а также в выходные и праздничные дни. Объясняется такое явление просто: вызовов много, машин на линии не хватает. Зимой эти обстоятельства усугубляют гололед и плотный поток транспорта на улицах. Поэтому если общепринятой нормой считается, когда клиент ожидает машину 10—12 минут, то для часов пик средний период ожидания обычно растягивается до 20 минут. Кроме того, в работе такси всегда присутствует человеческий фактор: диспетчер может неточно рассчитать время, которое требуется водителю на выполнение заказа. Сам водитель может заблудиться в поисках адреса. Разумеется, каждый руководитель стремится к тому, чтобы работа его компании была налажена должным образом, чтобы клиент стремился пользоваться его услугами. Мы «вычисляем» нерадивых водителей, лишаем премии нерадивых диспетчеров. Но зачастую даже самые грамотные организаторы как раз с этим человеческим фактором ничего не могут поделать.

В обход инструкций

По неофициальным данным «АП», на сегодняшний день услуги такси в областном центре оказывают около 200 компаний. Большая часть из них — мелкие фирмы-однодневки, в которых работают всего 3—5 человек. Чуть менее 10 компаний относятся к крупным представителям таксомоторного бизнеса. Их автопарк насчитывает до 60 автомобилей, 35 – 40 из которых ежедневно работают на линии. Остальные таксисты трудятся на фирмах-середнячках с потенциалом в 15—20 машин. Единовременно на улицах города может находиться несколько сотен машин с шашечками. Крупная фирма за сутки может обслужить более тысячи вызовов. При этом отношения таксистов и их пассажиров строятся только на взаимном доверии. Закона, строго регламентирующего деятельность фирм такси, на сегодняшний день нет.

— Мы организуем свою работу в соответствии с законом о таксомоторных перевозках, — рассказывает Александр Викторович. — Согласно этому закону, мы обязаны выпустить на линию машину в исправном состоянии и со здоровым и трезвым водителем за рулем. Мы также обязаны по требованию пассажира предоставить ему платежный документ. Все, что касается времени выполнения заказа, а также внутренняя организация нашей работы, то здесь каждый индивидуальный предприниматель диктует свои правила. Сотрудник вправе выбирать, работать ли ему по таким правилам, а клиент вправе выбирать, пользоваться ли ему услугами этой фирмы.

Кстати, сами таксисты признают, что в большинстве фирм работа сегодня организована так, что заработать можно только в обход этих самых правил. Водители ищут «левых» пассажиров, хитрят, обманывают диспетчеров, а те в свою очередь стараются принять как можно больше заказов, ведь зачастую от их количества зависит их зарплата. Именно эти закулисные игры и приводят к тому, что машина опаздывает к «законному» клиенту.

— Если я буду ездить только на вызовы, то останусь без штанов, — раскрывает секреты водительской «кухни» таксист Артем А. — Поэтому часто приходится работать мимо кассы. Я могу взять пассажира на точке, а диспетчеру о подсадке не сообщу, чтобы не пропустить заказ. Естественно, когда заказ поступает, я со своим пассажиром могу быть в другом конце города, а диспетчер думает, что я в двух кварталах от клиента. В итоге человек «на адресе» ждет лишние 10—15 минут. Но, бывает, и диспетчер поступает с нами нечестно: знает, что час пик в разгаре, но при этом принимает все заказы подряд, чтобы получить зарплату побольше. Мы же физически не успеваем их выполнять.

«Стучать» разрешается

Практика показывает, что, столкнувшись с недобросовестными таксистами, клиент, как правило, выбирает для себя самое простое: меняет фирму и пользуется ее услугами до тех пор, пока она его устраивает. Затем история повторяется: новое такси и новые разочарования. Между тем, оказывается, это не самый лучший вариант решения проблемы.

— О том, что вам не была предоставлена услуга, всегда следует сообщить директору фирмы, — советует Александр Викторович. — Не поленитесь потратить на это время. Уважающая себя компания как минимум принесет извинения и предоставит скидку или бесплатную поездку. Будут найдены виновные, и они понесут наказание. И чем больше будет обращений и объективных жалоб от клиента, тем лучше будут работать водители и диспетчеры.

В некоторых ситуациях решить проблему может и закон. Однако в городском отделе по защите прав потребителей констатируют: на некачественное оказание услуг фирмами такси от благовещенцев пока не поступило ни одной жалобы.

— Услуга такси является платной, а значит, потребитель имеет право требовать того, чтобы она была оказана с должным качеством, — отмечает начальник отдела Галина Трюхан. — При возникновении проблем человек может обратиться к нам за консультацией. Мы поможем составить претензию или исковое заявление в суд.

Новогоднее такси

Для того чтобы не омрачить новогодние праздники опозданиями на утренники, вечеринки или в гости, специалисты рекомендуют запомнить следующие особенности работы такси в предпраздничный и праздничный период:

— Забронировать такси не удастся. Многие фирмы не будут принимать заявки «по времени». Заказывать машину придется непосредственно перед поездкой.

— По предварительным прогнозам, в период с 30 декабря по 2 января, а также в вечернее время в течение новогодних каникул средний период ожидания машины составит не менее 30 — 40 минут. Следует всегда запрашивать более точную информацию о времени ожидания у диспетчера.

— Стоимость проезда в новогоднюю ночь, а также 1 и 2 января повысится от 50—60 рублей за поездку до двойного тарифа.

Возрастная категория материалов: 18+