Чудеса перевоплощения: легким движением руки директор филармонии превращается в Деда Мороза.Чудеса перевоплощения: легким движением руки директор филармонии превращается в Деда Мороза.

Об истории ударного труда на ниве «елочкозажигания», «хороводоведения» и «подаркораздаривания» «АП» рассказал директор областной филармонии Виталий Кабалкин. Для него Новый год уже давно превратился в профессиональный праздник.

Цена веселья

Виталий Кабалкин в этом ремесле — человек не случайный: впервые обзавелся ватной бородой, еще будучи студентом Херсонского педагогического института. В свободное от учебы время писал сценарии новогодних утренников. 1975 год стал во многом переломным в карьере будущего учителя русского языка и литературы — советский Дед Мороз дорогого стоил.

— Не знаю, откуда повелось, но в те годы роли деда Мороза в детских садах всегда исполняли нянечки. Дети их легко узнавали, а потому существовала серьезная проблема, которую мне однажды довелось решать, — рассказывает сегодня главный Дед Мороз Амурской области. — Оказалось, это дело не только культурное, но и денежное. За то, чтобы однажды войти в группу и произнести знаменитое «Елочка зажгись», провести пару хороводов и раздать подарки, мне платили 10 — 15 рублей. В то время среднемесячная зарплата по стране достигала 120 рублей, поэтому Новый год сулил еще и возможность существенно подзаработать. А что еще нужно студенту?

Что касается праздников на производстве, то их проведение напоминало настоящее социалистическое соревнование — профсоюзы никаких денег не жалели, — продолжает Виталий Семенович. — А сколько всего оставалось… Помню, в подсобке ящики с мандаринами, апельсинами, шоколадом штабелями стоят, и никому уже ничего не нужно — все подарки, что можно, раздарили. Народ только отмахивается. Нам руководство говорит — забирайте, кто сколько может, иначе сгниет. Постоянно приходилось домой переть мешок с конфетами, мы с женой потом до самого лета их съесть не могли.

Главное — не перебрать

Позже так и повелось: как только начинало веять новогодними праздниками, Виталий Кабалкин становился неуловимым. Каждый день был расписан буквально по минутам: посох в руки, в кармане рубль на такси — и вперед, навстречу детям. Со временем херсонский Дед Мороз «сколотил» свою группу, причем умудрялся совмещать сразу несколько ролей.

— Помню, пацан пальцем в меня тычет и кричит, что я не настоящий, — припоминает Виталий Семенович. — «Почему?» — спрашиваю. «А у тебя валенок нет!» — резонно замечает оппонент. Как ему объяснить, что я буквально минуту назад рядом с ним стоял в образе Бабы-яги и туфли переодеть не успел.

В другой раз решил просто под настроение над соседями похохмить. Ввалился к знакомому в квартиру, а он меня не узнал. Я его развеселил, он в ответ вручил палку колбасы, бутылку водки, проводил так душевно. Это к тому, насколько уважительно и трепетно народ относился к Деду Морозу. После таких встреч он голодным быть не может по определению. И в этом кроется серьезная опасность — необходимо постоянно следить за своим самочувствием, чтобы «не перебрать».

Бывает, только зайдешь в квартиру, а там твои поздравления даже слушать не хотят — сразу рюмку тянут, требуют выпить. Оправдываюсь, что борода мешает, так они эту бороду начинают отрывать. В случае отказа обиды сыплются. Очень смешно бывало на производственных мероприятиях за женщинами наблюдать, а иногда и отбиваться от них. Подопьют и дергают за шубу: «Дедушка, ты че такой морозный — давай отогрею», — смеется Кабалкин.

Сказку сделать былью

Сегодня отвечает за большую часть новогодних мероприятий, проходящих по всему Приамурью. И, как никто другой, понимает все тяготы, связанные с повышением настроения народа. В 1985 году Виталия Кабалкина пригласили работать в Олекминскую среднюю школу. Бамовцы встретили молодого учителя с распростертыми морозными объятиями. В качестве общественной нагрузки «припомнили» все его херсонские похождения.

— В Олекме «дедморозил», а через два года в Тынду попал. Там группу «бамсиков» набрал и продолжил народ веселить. Вот где тяжко работать! Первого января приходилось городскую елку вести, народ кругом закаленный — ему –45 градусов нипочем. Баянистка моя разыгралась, вижу — шубу скидывает и уже без нее продолжает «наяривать». А у меня зуб на зуб не попадает. Но знаете — никогда не жалел. Ну кто еще может похвастаться, что всю жизнь трудился Дедом Морозом?

Домочадцы давно привыкли к папиным перевоплощениям и давно не сетуют на его чрезмерную загруженность. Бывает, даже в новогоднюю ночь Виталий Кабалкин вынужден веселить чужих людей. Ничего не поделаешь — профессия обязывает. Сейчас он вновь готовит костюм бородатого старика с посохом. Впереди череда праздников. Откроем небольшой секрет — в творческом расписании уходящего декабря значится поздравление правительства Амурской области.

— Все нормально — там тоже люди работают, — добродушно разводит руками главный Дед Мороз Амурской области.

Возрастная категория материалов: 18+