Педагоги уверены, что наши школьники в сотни раз лучше, чем в «Школе».Педагоги уверены, что наши школьники в сотни раз лучше, чем в «Школе».

И теперь фильм посмотрели даже те, кто и не собирался. «АП» продолжает получать отклики на статью «Не наша «Школа», опубликованную в минувшую субботу.

Против фильма:

«Такой концентрации негатива под школьной крышей нет»

Напомним, министерство образования и науки Амурской области готовит официальное обращение к Первому каналу о прекращении показа «Школы» в прайм-тайм.

— 2010 год президент объявил Годом учителя, помимо решения социальных вопросов, повышения оплаты труда, главой государства была поставлена главная задача — поднять социальный статус педагога, вернуть то трепетное отношение к учителю, которое в нашей стране было всегда, — сказал журналисту «АП» министр образования и науки области Сергей Степанов. — Ведь школе общество доверяет самое дорогое, что у нас есть, — своих детей. Этот фильм лично я воспринял как противодействие идее президента. Как иначе это назвать, когда Первый канал в начале Года учителя выносит на экран все, что есть гадкого о школе и о педагоге?

Девятиклассники курят и пьют в стенах школы. Рано повзрослевшие девчонки и юноши не прячут своих откровенных взаимоотношений. Ученик, заявивший учительнице, что она рассказывает о Пушкине скучно, заменяет ее у доски и долго вещает под смешки одноклассников, что у поэта был большой и длинный отнюдь не талант. Педагог-мужчина прямо в учительской, склонившись над ноутбуком, листает картинки на порносайтах. Драки, секс, насилие, «залеты» показаны как обыденность.

— Наша школа абсолютно другая, — убежден министр образования. — Конечно, могут быть в школе недобросовестные учителя, испорченные дети. Но чтобы так концентрированно все это собрать под одной школьной крышей — в жизни такого не бывает. Я вас уверяю, что амурская школа и наши дети в сотни раз лучше. А вот сценариста, режиссера и оператора этого фильма стоит пожалеть, очевидно, в их жизни не было хорошего учителя, хорошей школы и хорошего детства, и мама с папой их не любили.

Не меньше министра возмущены содержанием сериала и педагоги чигиринской школы, которые сами позвонили в редакцию. Учитель географии Ирина Борисовна Верес обсудила увиденное на экране со своими 9-классниками. «Ребята, вы у нас в школе такое видели?» — спросила класс педагог с 30-летним стажем. «У нас — нет, но это же московская школа!» — ответили сельские школьники, для которых Москва — город, достойный уважения и подражания.

— Режет взгляд, что учителя в фильме показаны как люди, физически ущербные, несимпатичные, — продолжает Ирина Борисовна. — Кроме того, главные герои выглядят гораздо старше, чем настоящие 9-классники, у них психология и поведение более взрослых людей.

Показательно, что у чигиринских школьников мнения по поводу фильма разделились. «Уматный фильм. А что, все правда. Интересно», — говорили одни. Другие спорили: «Не может быть, чтобы в столичной элитной школе такое творилось, ведь родители заинтересованы в образовании детей. Это в захудалой какой-нибудь школе — еще туда-сюда».

Татьяна Болотина, начальник ПДН УВД Благовещенска, убеждена, что фильм способен спровоцировать в школах социальный взрыв.

— К сожалению, фильм — это наглядное пособие для детей. Мы уже неоднократно в этом убеждались, стоит показать что-то негативное — школьники тут же копируют в реальности. Я работаю с трудными детьми и повидала, как говорится, всякого. Ну нет сегодня у нас такого, чтобы дети курили прямо в здании школы, а учителя открыто распивали шампанское.

За фильм:

«Когда смотрю «Школу», мне стыдно за нас, взрослых»

Петр Козец, главный режиссер областного театра актера и куклы, заслуженный артист РФ:

— «Школа» Гай Германики — это попытка молодого поколения достучаться до нас, до взрослых. И делать вид, что этих проблем в школе нет, по меньшей мере странно. Конечно, негатива в таком концентрированном виде еще нет, но мы к этому идем. И чем больше будем прятать голову под крыло или в песок, тем скорее придем. Не надо запрещать показ фильма. Не надо кричать, что это пасквиль на нашу школу, детей и учителей. Вся эта истерика совершенно лишняя. Надо внимательно обдумать этот сигнал о неблагополучии системы. Не случайно фильм ставит молодой режиссер, совсем девчонка, вчерашняя школьница. Когда я его смотрю, мне в первую очередь стыдно за нас, взрослых.

Три-четыре года назад мы в нашем театре попытались начать такой же серьезный разговор с учителями и подростками, с преподавателями и студентами. У нас в репертуаре появились подростково-молодежные спектакли на самые острые темы взаимоотношений отцов и детей. И они как раз были об этом. Слава богу, наши дети еще не дошли до такого поведения, как в «Школе». Но ведь такие явления есть — когда подростки снимают на сотовые драки и издевательства друг над другом, а потом выкладывают в Интернете. Когда девочки, взявшись за руки, прыгают с крыши многоэтажки. Фильм — это еще один звонок, что такие проблемы в обществе назревают.

Этот фильм не столько художественный, сколько публицистический, эпатажный. И долг педагогов, чиновников, родителей, общества — понять и разобраться, что надо сделать, чтобы эти явления массово не вылились в жизнь.

Мнение молодых: «Здесь все реально»

Александр Баля, президент Амурской федерации экстремального спорта, член Молодежного парламента Амурской области:

— Сериал «Школа» особой культурной ценности не представляет, но если говорить о содержании, то здесь показана жизнь среднестатистической школы. Дети именно так себя и ведут. Люди привыкли, что в мыльной опере все сглажено или даже приукрашено, и оказались не готовы воспринимать реальность. Можно согласиться с тем, что кино должно давать положительный пример, но реалистичный подход вскрывает проблемы общества. Сериал Германики имеет гораздо больше прав на существование, нежели все те, что в течение многих лет демонстрируются на нашем ТВ.

Шумиху вокруг «Школы» подняли потому, что кто-то осмелился сказать правду. Я учился в благовещенской школе №1, которая считается одной из лучших в городе, но и там подобные ситуации видел не раз. Особенно в тех классах, где с успеваемостью было похуже. Неуважение к учителям? Смешки за спиной? Да. Курили? Курили. Выкладывали откровенные фотографии в Интернете? Нет, но только потому, что тогда он не был так доступен и популярен. Можно было получить по голове от хулигана ни за что? Запросто!

В «Школе» нет оценки ситуации, только констатация. Вопрос в том, как ее воспринимать. Кто-то из школьников скажет «Круто, про нас!», учителя скажут, что такого быть не может. И те, и другие находятся в одной категории: они не признают наличие проблемы. И лишь некоторые скажут: «Это ужасно, но это правда».

Не все школы и ученики такие запущенные, есть и нормальные ребята. Но детей, что ведут себя подобно героям сериала, — 80%. Валерия Гай Германика показывает еще относительно благополучную ситуацию. Например, когда мы только начинали развивать в Благовещенске FlashMob, в нашей школе это восприняли на ура. Когда мы пошли с этой идеей в соседнюю, тамошние парни задавали единственный вопрос: «А на **я?» Или стоим вот на крыльце той же школы, рядом девчонки. Одна из них ни с того ни с сего как крикнет: «Че смотришь, наркоман, с**а?» Вот такие диалоги сейчас в школьных стенах часто можно услышать.

Педагоги отрицают проблему лишь потому, что несут за это ответственность, потому что недоглядели. Безусловно, есть учителя, которые стараются копнуть поглубже, заниматься именно воспитанием, а не только давать сухие лекции, но такие и не лезут на баррикады. Как бы там ни было, учителя на самом деле имеют гораздо меньше влияния на детей, нежели родители. И этот сериал создан в основном для них. Младшеклассникам его показывать не стоит, поскольку у них восприятие работает только на запись. А вот родители, в том числе будущих школьников, должны знать, с чем им предстоит столкнуться.

Возрастная категория материалов: 18+