Как купить дом без документов

— Мы многодетная семья, у нас трое детей, проживаем в одном доме со свекровью, она ветеран труда. Получается, у каждого свои льготы. В прошлом году мы с мужем купили домик, но оформить его на себя не можем, так как у старых хозяев документы затерялись. К тому же они с трудом передвигаются и сейчас живут у дочери. Но электросчетчик в новом доме я поменяла и теперь плачу за свет. Льгота на электроэнергию у меня осталась по месту прописки. Подскажите, как «перевести» ее на новый адрес и нужно ли для этого оформлять дом в собственность?

Любовь Киреенко, с. Новочесноково, Михайловский район.

— К сожалению, не на все вопросы читательницы можно ответить, так как отсутствует часть необходимой информации, — комментирует Виталий Васильевич. — Поскольку вы купили дом (хотя с юридической точки зрения вы его еще не купили, и купите только тогда, когда получите зарегистрированные на вас документы), то, соответственно, вам необходимо быть зарегистрированным (прописанным) по новому адресу. Только тогда у вас будет там льгота. Как я понимаю, вы хотите сохранить льготу и по прежнему месту жительства, и по новому, но так не получится, поскольку она может быть предоставлена только по одному адресу — месту регистрации.

Что же касается желания оформить право собственности на себя, то вам здесь придется приложить немало усилий. Во-первых, у прежних собственников все-таки должны быть на руках документы на дом и земельный участок. В противном случае их придется восстанавливать. Если владельцы недвижимости испытывают трудность с передвижением, то могут составить доверенность на оформление документов на ваше имя (пригласить нотариуса или главу сельсовета, если у него есть полномочия на удостоверение данного документа).

Следующий ваш шаг — зарегистрировать право собственности на прежних хозяев. Для этого вам следует обратиться в администрацию села, может быть, там сохранились какие-либо документы относительно этого дома. Также нужно искать архив старого районного БТИ, там тоже могут быть эти сведения (как государственная структура БТИ существовали до 1999 года, потом их полномочия передали в Росреестр — юстиция).

Дальнейшее уже будет зависеть от тех документов, которые вам удастся найти: было ли зарегистрировано право собственности прежних хозяев. Не исключено, что вопрос, возможно, придется решать и в судебном порядке. В общем, очень много нюансов, поэтому попытайтесь найти документы. В любом случае где-то что-то должно сохраниться.

Куда «исчезла» приватизация

— В 1988 году мой муж получил ордер от Совета народных депутатов на 3-комнатную квартиру в двухквартирном доме. В 1994 году я приватизировала ее (находилась на балансе ЗАО «Амурвтормет»), с того времени плачу налог на имущество. Только в 2008 году узнала от нового мэра, что ордер нам не выдавался, договор с комитетом по имуществу я не заключала. И регистрацию моей семьи (прописку) муниципальные предприятия ЖКХ не производили. Вот это была для нас «новость». Куда же делся дом, где мы живем и куда исчезла наша квартира?

Светлана Галактионова, Райчихинск.

— Ваша ситуация весьма интересна, хотя не могу сказать, что эксклюзивна, — консультирует Виталий Злочевский. — Бывают ситуации и похуже вашей. Сложно понять логику администрации города, «не нашедшей» никаких документов о совершенной ею же приватизации, когда «нашлись» документы 15-летней давности о нахождении на балансе конкретной организации этой квартиры. Хорошо, что ваш договор имеет штамп регистрации в БТИ, и прошло уже больше 3 лет с момента приватизации (срок исковой давности). Регистрация важна, так как это действие является подтверждением вашего права собственности. И администрация, и ЗАО «Амурвтормет» уже пропустили срок для обращения в суд с требованием о признании сделки недействительной.

Ситуация, конечно, не из приятных, но ваши права на сегодняшний день имеют соответствующее подтверждение, а у противоположной стороны таких подтверждений нет, и вряд ли появятся. Единственная рекомендация — постарайтесь подтвердить ранее возникшее право собственности путем обращения в Росреестр (бывшая юстиция) за выдачей нового свидетельства о праве собственности.

Должен ли наниматель платить за техобслуживание

— Я живу в двухквартирном муниципальном доме. Дом на земле, отопление централизованное, для стирки используем водопровод-ную воду. Остальные удобства на улице. Мусор, в том числе и бытовой, вывожу сам. При этом с меня взимают плату за техобслуживание. Подскажите: законно ли это?

Валерий Борисович, Завитинск.

— Статья 154 Жилищного кодекса РФ разъясняет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, — комментирует Виталий Злочевский. — В частности:

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

3) плату за коммунальные услуги.

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление.

Как видно из указанного, плата за жилое помещение для нанимателя и плата для собственника помещения в многоквартирном доме имеют различия. Наниматели платят за наем жилья, а собственники, естественно, нет. Плата за содержание и ремонт жилого помещения для собственников этих помещений и для нанимателей отличается. Однако во всех случаях в состав этой платы входят расходы по техническому обслуживанию самого жилого помещения, а также расходы, связанные с управлением многоквартирным домом, содержанием и текущим ремонтом общего имущества в таком доме.

Все оказываемые услуги прописываются в договоре обслуживания и приложении к нему. Если его нет, вам следует обратиться в обслуживающую организацию и потребовать данные документы. Если вывоз мусора входит в техобслуживание, а вам эту услугу не оказывают, то вы вправе требовать соответствующего уменьшения платы за техобслуживание.

Возрастная категория материалов: 18+