Отвечает Протоиерей Олег Волочай

Бог в ветхозаветные времена через пророка Моисея открыл людям десять заповедей, в которых были представлены обязанности человека перед Богом и перед ближним.

Обязанности наши перед Богом содержатся в первых четырех заповедях, а обязанности перед ближним — в последующих шести заповедях. Рассматриваемая нами четвертая заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему; не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни раб твой...» (Исх. 20, 8-10).

В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели — суббота (в переводе с древнееврейского означает «покой») — в воспоминание творения Господом Богом мира («в седьмой день Бог почил от дел творения»). Иудейская традиция, буква­льно придерживающаяся библейского текста, предписывает поступать именно так, как сказано в заповеди: например, в наши дни на территории государства Израиль в субботу не работают никакие учреждения, закрываются все магазины, активность жизни общества и отдельных граждан практически сводится к нулю.

В Новом же Завете, со времени святых апостолов, стал праздноваться первый день недели, Воскресный — в воспоминание Воскресения Христова. Согласно веками сложившейся традиции, воскресный (или праздничный) день для верующего человека, естественно, должен начинаться с посещения храма или с особенно усердной домашней молитвы, если нет возможности прийти в храм на службу. После этого следует предельно ограничить совершение обыденных дел — за исключением неотложных — и посвятить день тому, что может принести пользу ближним и собственной душе.

Сегодня многие верят в Бога, как они сами говорят, в душе: не убивают, не грабят, хорошо относятся к своим родителям, сохраняют чистоту семейной жизни и считают, что этого для спасения души достаточно. Но этого было достаточно для человека Ветхого Завета. Конечно, никто не отменял нравственные ветхозаветные заповеди, но после того, как пришел в мир Господь наш Иисус Христос, от нас, новозаветных людей, требуется уже нечто большее. Как сказано в Евангелии от Иоанна; «закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1,17).

Ветхий Завет говорил об истине прикровенно: человек там не раскрывался полностью, так же и Бог полностью не открывался человеку. Вся полнота жизни в Боге дана в Святом Евангелии. Имея перед собой евангельские заповеди, которыми Христос дополнил и довел до совершенства закон Моисеев, и при этом пренебрегая ими, человек теряет истину. Все то, что люди, в том числе и неверующие, считают хорошим, добрым и приличным, христианину недостаточно. Христос на все времена сказал: «Я Путь, и Истина, и Жизнь: никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Поэтому спастись, т. е. достигнуть общения с Богом, достигнуть духовного совершенства без Святого Евангелия, без Церкви Христовой, без православной святоотеческой духовной практики невозможно.

Вера — не мода, а образ жизни

Отвечает Сергий Бондаренко священник кафедрального собора Благовещения пресвятой Богородицы

Правильно крестить малыша с рождения или лучше предоставить ему выбор веры, когда ребенок подрастет?

Раньше крестили в зрелом возрасте. Сам Иисус Христос крестился в 30 лет. Я думаю, потом люди поняли, что крещение — это защита и врачевание. Крещу в реанимации тяжелобольных, новорожденных на второй или на третий день — они выздоравливают, Господь Бог им помогает и слышит наши молитвы за них.

Если человек по каким-то причинам не знает, крещеный он или нет? Ему можно покреститься?

Да. В таких случаях крестят человека, чтобы душа его успокоилась и не было больше никаких проблем.

Как венчанным развестись по церковным канонам?

Необходимо написать прошение на имя правящего архиерея той епархии, где вы венчались. Объяснить сложившуюся жизненную ситуацию, указать обратный адрес и ждать ответа.

Вам не кажется, что вера сейчас превратилась в моду? Бизнесмены, политики ринулись молиться, строить храмы…

Это неправильное суждение. Даже если человек сначала отдавал дань моде, а потом обрел веру — уже хорошо. Трудно к хорошему стремиться. Я помню, раньше люди шли в церковь кто с любопытством, кто с насмешкой. Сейчас нет. Люди идут за советом, обращаются с различными просьбами, ищут молитвенной поддержки в делах своих. Вера становится образом жизни.

Возрастная категория материалов: 18+