На своих рабочих местах водители благовещенских маршруток долго не задерживаются.На своих рабочих местах водители благовещенских маршруток долго не задерживаются.

Изучение проблем, связанных с транспортом, вылилось в депутатские слушания, в ходе которых народные избранники искали пути преодоления сложностей. За ходом дискуссии наблюдала «АП».

Напомним, депутатским слушаниям предшествовала акция «Испытано на себе». Накануне дискуссии председатель благовещенской гордумы Сергей Левицкий и некоторые народные избранники проехались на троллейбусах, автобусах и маршрутках. У каждого к работе общественного транспорта возникли вопросы. Выяснилось, что их содержание совпадает с регулярными жалобами рядовых горожан.

Утренний «аншлаг»

Для многих благовещенцев утро начинается с борьбы за место в маршрутке: насколько сложно оседлать «газель» в утренние часы пик, смог оценить Кирилл Зимин. О том, что по утрам без особых проблем люди уезжают на работу только с конечных остановок, говорится давно. Депутат убедился в этом воочию.

— Я уезжал с остановки Первомайской — Ленина, оттуда отправляется много маршрутов, поэтому уехать проблемы нет, — отметил председатель комиссии по социальной политике и защите прав жителей гордумы. — Однако ближе к улице Чайковского сесть в «газель» уже невозможно: большое скопление людей на остановках, и маршрутки просто проезжают мимо, так как уже заполнены.

С тем, что проблему часа пик нужно как-то решать, согласны и народные избранники, и перевозчики, и представители городских властей. Выходы из сложившейся ситуации все предлагают разные.

Кирилл Зимин уверен, что утром на линии необходимо пускать дополнительные автобусы: всего на час-полтора, и не на всю протяженность маршрута, а только в его середину — как раз на те остановки, где образуется толчея. Однако большинство собравшихся сочли такое предложение трудновыполнимым: в городе серьезная нехватка водителей, и работать на дополнительных рейсах просто некому.

— Вы представьте, для того чтобы поработать полтора часа с утра, человеку нужно проснуться затемно, прийти в гараж, разогреть автобус, пройти медкомиссию, — отмечает начальник отдела по организации транспортного обслуживания населения управления по развитию потребительского рынка и услуг администрации Благовещенска Игорь Пашкевич. — Эти приготовления, обязательные для каждого, займут больше времени, чем рабочий день. Желающих участвовать в этом мы попросту не найдем.

Грядет замена

Подобной позиции придерживаются и городские власти. Заместитель мэра Благовещенска Василий Орлов отметил, что заставить перевозчиков участвовать в организации нерентабельных рейсов невозможно, так как каждый перевозчик — это предприниматель, и прежде всего заинтересован в получении прибыли. При этом заммэра предположил, что проблему можно решить другим способом.

— Мы готовим расширенное совещание, на которое будут приглашены представители управления образования, — поделился планами Василий Орлов. — В частности, будем ставить перед ними вопрос о возможности переноса начала дня в учебных заведениях с 8.00 на 8.30. Это помогло бы «растянуть» утренний час пик и разгрузить общественный транспорт.

Еще один потенциальный способ решения проблемы — замена «газелей» на самых людных маршрутах на автобусы большей вместимости. Заместитель градоначальника сообщил, что в планах администрации до конца года полностью освободить маршруты № 3т, 30т, 4т и 44т от «газелей» и пустить на эти линии более крупные автобусы. Нововведение планируется начать с весны, после окончания конкурса среди перевозчиков, который проводится каждые два года.

Замена автопарка, по словам Василия Орлова, требуется еще и потому, что около 30% маршрутных «газелей» давно выработали свой ресурс и не могут способствовать повышению качества работы общественного транспорта.

А кадры кто?

Грубое обращение с пассажирами, лихачество и езда без правил по городским улицам — таков имидж среднестатистического благовещенского «газелиста». За время «тестовых» поездок в общественном транспорте от некачественного исполнения водителями своих обязанностей депутаты пострадать не успели. Однако кадровому вопросу на слушаниях уделили большое внимание. Оказалось, стоит он весьма остро: городской общественный транспорт испытывает просто катастрофическую нехватку рабочих рук.

На сегодняшний день в городе не хватает более 100 водителей для частных перевозок, 20 «рулевых» могут принять на работу в муниципальную автоколонну-1275. При этом текучка кадров бьет все рекорды — только за прошлый год по разным причинам из водительских рядов в областном центре было уволено 360 человек. Водители меняются настолько быстро, что не успевают проходить обязательное ежегодное повышение квалификации. Результат — рост ДТП с участием маршруток в прошлом году на 20% — «газелисты» отметились более чем в 500 авариях различной степени тяжести.

В муниципальном предприятии «Городская диспетчерская служба» уверяют, что с аварийностью среди маршруток борются как могут, однако полномочия службы ограничиваются констатацией фактов нарушений и возможностью сообщить о них в ГИБДД и надзорные органы.

— За прошлый год нами было рассмотрено около 160 обращений от граждан по поводу работы маршрутных такси, — рассказывает начальник городской диспетчерской службы Олег Авдеев. — Более 20 раз мы обращались в ГИБДД, администрацию города и надзорные органы с просьбой воздействовать на перевозчиков по поводу выявленных нами нарушений в их работе. На наш взгляд, замена части «газелей» на автобусы большей вместимости поможет существенно сократить потребность в кадрах, а значит, позволит организовать более тщательный их отбор.

Нужны гарантии

Председатель городской общественной организации перевозчиков «ФАКС» Леонид Степанчук заявил, что предприниматели готовы инвестировать в более крупные автобусы, при условии, что им будет гарантирована работа на городских линиях.

— «Газель» стоит 350 тысяч рублей, а автобусы, на которые перевозчикам предлагается переходить, обойдутся в 1,3 миллиона, — посчитывает Леонид Николаевич. — А конкурсы проводятся каждые два года. Брать кредиты, понимая, что работа гарантирована только на 2 года, а что произойдет дальше — неизвестно, рискованно. Надеемся, что администрация как-то пересмотрит сроки проведения конкурсов, и тогда можно рассчитывать на улучшение качества работы. Ведь сейчас, после того как был повышен тариф, перевозчики воспрянули духом. В этом году наши предприниматели уже готовятся закупить порядка 30—40 автобусов.

Каким изменениям в работе городского общественного транспорта все-таки суждено произойти, станет известно в конце февраля. Все предложения по этому поводу депутаты оформили в письменном виде и будут ставить на голосование на очередном заседании 25 февраля.

Депутаты прокатились на «рогатых»

Евгений Пасканный, председатель комиссии по вопросам молодежи и детства гордумы:

— Я считаю троллейбус самым «дисциплинированным» общественным транспортом, благодаря привязанности к линиям электропередачи его график движения более четкий. Есть, конечно, в этом и недостатки, плюс зимой внутри достаточно холодно. Около железнодорожного вокзала извечная проблема — остановку заполняют такси и маршрутки, и троллейбусу практически невозможно подъехать. Здесь встает и вопрос безопасности. Эту проблему нужно решать с помощью дежурства ГИБДД. Я буду выносить этот вопрос на депутатские слушания. И конечно, нужно развивать транспортную сеть. Был проект строительства троллейбусной линии в районе 1-й горбольницы и ТЭЦ, считаю, стоит вернуться к этой идее.

В цифрах

18 маршрутов действуют на сегодняшний день в Благовещенске для муниципальных автобусов, 2 троллейбусных маршрута и 20 — для частных автоперевозчиков

7 маршрутов дополнительных садоводческих открываются ежегодно в теплое время года

994 километра — общая протяженность всех линий

401 «газель», 30 троллейбусов и 95 муниципальных автобусов занимаются перевозками пассажиров по городу

Возрастная категория материалов: 18+