Без рекламы никуда

Рекламные объявления практически полностью заполняли первую полосу старой «Амурки». Несмотря на тяжелое послереволюционное время, Благовещенск жил своей жизнью — тихой и провинциальной. «Продается мужской велосипед и серебряные часы», «Ушел со двора боров белый, курносый. Нашедшего прошу доставить за вознаграждение», «Поступило в продажу мясо скотское и баранина высшего качества», — пестрят объявлениями сохранившиеся номера «АП» за 1920 год.

— Очень много объявлений от врачей. Свои услуги в основном предлагали детские эскулапы и специалисты по венерическим заболеваниям, — рассказывает главный специалист отдела научной информации и использования документов областного архива Ирина Попова. — Кстати, судя по объявлениям, врачи по «любовным» болезням пользовались особенной популярностью у горожан. И это неудивительно. «Амурская правда» в те годы не раз поднимала проблемные темы, связанные с близостью Китая. Газета рассказывала об опийных курилках в Благовещенске, о том, что батрацкие семьи нередко продают маленьких девочек в китайские публичные дома за водку. А в 1930 году «Амурка» рассказывала про женщин, которые из-за невозможности устроиться на нормальную работу шли в проститутки, и призывала власти немедленно трудоустроить падших женщин.

В первых выпусках «Амурки» уже появилась своеобразная колонка редактора. Так, в самом раннем номере из всех сохранившихся главный человек в газете совсем по-домашнему просит зайти в «Амурскую правду» некого Иваныча или Афиньюшку и получить письмо, которое пришло в редакцию. А вот на чье имя точно корреспонденция, редактор из-за непонятного почерка никак не разберет.

Письма читателей были всегда

Рубрика, где публиковались письма читателей, оказывается, начала свое существование в далекие 1920-е годы. Так, в одном из сохранившихся февральских номеров житель Благовещенска в открытом письме просит защитить его имя от клеветы. «Частным образом до меня дошли сведения, что гражданин Малютин распускает обо мне самую гнусную клевету, — пишет обиженный горожанин. — Суть клеветы — что я якобы служил в контрразведке. Эта клевета ни на чем не основана. Клевета Малютина меня угнетает и мучает сильнее, нежели те страдания, которые я переживал во время ожидания расстрела, когда я был приговорен военно-полевым судом к смертной казни по «политической» статье».

А вот и новости: «Штаб охраны тыла амурской железной дороги объявляет для сведения пассажиров, что на станции Благовещенск учрежден пропускной паспортный пункт, который и выдает пропуска на выезд и въезд в город Благовещенск. Без пропусков въезд и выезд всем запрещается».

«Обращение к товарищам и гражданам, имеющим книги политико-экономического характера. Передайте их во временное пользование Совету народного образования для перепечатывания и распространения среди населения области».

«Бега отменяются вследствие того, что дорожка оттепелями испорчена».

— По стилю, лексике, темам наибольший интерес представляют номера «Амурской правды» за 20—30-е годы прошлого века, — продолжила Ирина Попова. — Материалы в газетах того времени эмоциональные, свободные, видно, что цензура еще не сильно «прижимала» СМИ того времени. Сотрудники БГПУ отметили, что старая «Амурская правда» может дать тему не для одной диссертации. Например, листая старые страницы, наткнулась на слово «каныга». Оказалось, что оно обозначает содержимое желудка убитого животного. Думаю, что для языковедов, литераторов «Амурка» — неисчерпаемый кладезь.

Сохранить для потомков

Сохранить старые номера в целости и сохранности — задача архивных реставраторов. Как признались специалисты, не дать «умереть» газете достаточно тяжело.

— В хранилище должен соблюдаться специальный режим. Например, температура не должна подниматься выше 18 градусов и опускаться ниже 16. Солнечный свет для старых газет смертелен, поэтому все окна в хранилищах закрашены темной краской и плюс к этому защищены плотными шторами, — рассказала реставратор Валентина Кубикова. — Порванные листочки мы наращиваем по специальной технологии, покрываем тонкой пленкой. За эти годы мы не потеряли ни одной газеты, а у нас в архиве хранится периодика конца 18-го века.

Факт

Объявление на первой странице стоило 10 рублей, на других страницах — 5 рублей, среди текста — 15 рублей. Кстати, профсоюзам, политическим партиям и врачам при подписке предоставлялась скидка в 50 процентов. Адрес редакции «Амурской правды» в 20-е годы — улица Графская, 35 (современная Калинина), а чтобы дозвониться до газетчиков, нужно было набрать всего три цифры — 537. Один номер «Амурской правды» стоил 10 рублей, а на станциях железной дороги — 12.

Возрастная категория материалов: 18+