Складывать «Амурку» в стопочки доверяют только девушкам.Складывать «Амурку» в стопочки доверяют только девушкам.

В бой идут одни мужики

Труды журналистов и фотокорреспондентов «АП» воплощаются в жизнь только благодаря доблестным работникам типографии. Одним махом печатники могут прославить заурядный опус или загубить самый эксклюзивный материал. Однако специалисты первой цветной типографии сделают все, чтобы этого не допустить.

Работу мастеров печатного слова легкой не назовешь. Служба ночная. Смена начинается в шесть часов вечера и длится до самого утра. Из 15 специалистов только одна женщина. Вот где женихов надо искать!

Девять часов вечера. Через несколько минут в окошке главного типографского компьютера появляется только что написанная, сверстанная и вычитанная «Амурка». Газета приходит сюда по электронной почте. Оператор Владимир Обухов прирос к монитору — лучше в этот момент его не трогать. Специалист просматривает файлы, проверяет выходные данные и фотографии на цвет. Работа ответственная, требует повышенного внимания.

«Раптор», который не убивает

Аппарат с многоговорящим названием «Раптор» никакого отношения к убийству насекомых не имеет. Правда, от мух и бабочек помещение типографии приходится все же защищать — крылатые запросто могут оставить свой кровавый след на полосе.

Прибор при помощи лазера наносит изображение и содержание будущих полос на металлическую пластину. На один лист помещается сразу четыре газетные страницы. После чего железная газета автоматически поступает в проявочную камеру, где нагревается до 120 градусов, потом дважды моется в щелочном растворе. Теперь ее можно и почитать.

Дальше в ход пошли руки. Мастер берет пластину и ставит ее на приспособление, напоминающее тиски, пробивает дырочки. При помощи маленьких отверстий металл крепится к валу печатной машины. Работа сродни ювелирной. Одно неправильное движение — и читатель получит кривую или размытую газету. Смотрю на ловкие мужские руки. Попробовала провернуть рычаги — тяжеловато. Если заниматься этим всю ночь, можно нарастить неплохие бицепсы, как говорится, не отходя от кассы.

Проверка слуха

В огромном печатном зале гул машин. Как в самолете, слегка закладывает уши. Приходится кричать, иначе никто не услышит. Периодически включается звуковая сирена. Высота печатных агрегатов более двух метров, ширина около 15. Побегай по лестницам всю ночь туда-сюда и вверх- вниз и при этом потаскай двадцатикилограммовые канистры с краской. Палитру в виде густообразной массы приходится шпателем закладывать в специальные отверстия.

На это способен только мужчина. «За смену как сайгак набегаешься, ноги отваливаются, — шутят печатники. — В спортзал ходить не надо. А из-за ночного шума в цехе замечаешь, что в автобусе разговариваешь с окружающими очень громко».

Проба пера

Внимание! Пуск! Сделав несколько кругов, первые экземпляры чуть тепленькой «Амурки» бегут по конвейеру прямо мне в руки. Это пробный вариант. Старший мастер смены Александр Огородников внимательно смотрит качество газеты: проверяет ровность строчек и цветовую гамму. Если что-то не устраивает, попытку могут и повторить.

Прелюдия окончена, процесс пошел. Машины гудят, наши полосы крутятся, сами сворачиваются пополам, вот только штабелями в ровные ряды не ложатся. В бой вступают помощники. Нужно оперативно снять «Амурскую правду» с конвейера и положить на упаковочный стол. С непривычки кружится голова, в глазах рябит.

— Это поначалу так, скоро пройдет, — наставляет меня единственная представительница прекрасного пола Алена Щекинова. — Теперь складываем стопки по 100 экземпляров, затем запаковываем и перевязываем. Раньше приходилось газеты считать. Сейчас умная машина сама показывает: на пятидесятом экземпляре загибает уголок. Тяжелые тюки мы не таскаем — мужики отнесут куда надо.

— Муж не ревнует к ночной работе? — задаю вопрос мастерице.

— Бывает, — улыбается Алена, — но такой график меня вполне устраивает. Ночь отпахал, зато целый день дома. Можно кучу времени посвятить своей семье.

Два в одном

Виктор Кадуков — печатник с 25-летним стажем. За четверть века пережил высокую и офсетную печать, сейчас трудится на «полноцвете». За печатный век Кадукова много краски и бумаги утекло, были и веселые моменты.

— Печатное слово не воробей, вылетит — не поймаешь, — делится Виктор Васильевич, — поэтому лучше семь раз отмерить и только потом запустить станок. Нелепые ошибки слишком дорого обходятся. Приходится работать на два имиджа: газеты и типографии. Помнится, 20 лет назад печатали мы газету «Труд» и что-то недоглядели. Утром читатели открывают любимое периодическое издание, а на второй странице еще одна газета — «Сельская жизнь». Получилось два в одном, но только в очень усеченном варианте. Или, к примеру, была еще несколько лет назад в области газета, название говорить не буду. Так вот ее редактор постоянно экспериментировал, пробовал различные варианты. Как-то он выдумал спецприложение «Чердак», а последовательность страниц перепутал. Мы, зная его тягу к радикальным переменам, даже проверять не стали. Печатаю я эту газету и думаю: ну и название они себе придумали!

Однако, как считает Виктор Кадуков, с «Амурской правдой» такие казусы не проходят: издание серьезное, общественно-политическое.

Кстати, как выяснилось после беседы с рабочими, в этом случае сапожник с сапогами. Те, кто печатает газеты, любят их на досуге и почитать.

Наконец работа закончена, ночь прожита не зря. Завтра плоды труда моих коллег увидят читатели. Спасибо вам за это, дорогие печатники!

Возрастная категория материалов: 18+