Большинство пассажиров — за такие нововведения.Большинство пассажиров — за такие нововведения.

Теперь каждое место в автобусе, работающем на междугородном маршруте, должно иметь ремень безопасности. 1 марта вступило в силу постановление Правительства РФ от 24 февраля, узаконивающее это требование. 26 февраля постановление опубликовала «Российская газета». На его исполнение перевозчикам выкроили два дня.

Перевозчиков предупреждали

— Да, постановление принято 24 февраля, но разговоры о том, что ремни безопасности должны быть на каждом пассажирском месте, велись еще с осени прошлого года, — объясняет инспектор по пропаганде управления ГИБДД УВД по Амурской области Лариса Топольская. — Тогда произошли крупные аварии с участием пассажирских автобусов, в которых погибло много людей. После этого президент поручил правительству принять меры для обеспечения безопасности пассажирских перевозок. Речь шла о том, чтобы положение об обязательных ремнях безопасности было готово к началу года. У ответственных перевозчиков было время подготовиться к этим изменениям.

С 1 марта, когда документ вступил в силу, прибавилось проблем междугородным перевозчикам и работы — ГИБДД. Именно это ведомство контролирует исполнение постановления. Еще с прошлой пятницы в районные подразделения инспекции ушло указание обратить на рейсовые автобусы и их оснащение особое внимание.

— Мы будем в плановом режиме работать в этом направлении, — говорит начальник отделения пропаганды управления ГИБДД УВД по Амурской области Евгений Шайдуров. — Если водителя остановят на трассе и в салоне не будет ремней безопасности — ему выпишут штраф в 100 рублей. Кроме того, штраф получит и владелец транспорта: уже от 500 до 1000 рублей.

Также, согласно постановлению, такое транспортное средство нельзя использовать для междугородных перевозок. То есть инспектор снимает с него номера, а автобус разворачивается и едет обратно. Более того, мы сообщаем об автобусах, не оборудованных ремнями безопасности, в управление автодорожного надзора области. На основе этой информации управление может приостановить лицензию на такие перевозки.

Вчера в области уже появились первые оштрафованные. Под внимательное око ГИБДД попали перевозчики из Райчихинска, Благовещенска, Тамбовского района.

Ремень о двух концах

Несмотря на то что тема муссировалась давно, официальное постановление не оставило хозяевам автобусов шансов на его выполнение. За два дня переоснастить транспорт сможет разве что старик Хоттабыч. К тому же перевозчики попросту не понимают, кто и как будет этим заниматься. Само собой, те автобусы, которые уже оборудованы ремнями, нареканий не вызовут. Но большая часть машин, обслуживающих междугородные маршруты (протяженностью более 50 км.), — «Газели» и ПАЗы. В них технически не предусмотрены ремни безопасности.

— Для того чтобы оснастить эти автобусы ремнями, нужно получить разрешение от завода-изготовителя, так как это серьезные изменения в конструкции машины. Кроме того, завод должен предоставить технические условия, то есть описать, как производить оснащение, — объясняет начальник отдела автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения минэкономразвития области Юрий Гужевский. — Сами комплекты ремней перевозчики также будут закупать у производителя. На разные транспортные средства требуются разные ремни. Думаю, с российскими автобусами (их на трассах более 80%) проблем не возникнет, хотя для получения разрешения потребуется время. А вот с корейским транспортом, не оборудованным ремнями, будут сложности. Вряд ли владельцам удастся получить разрешения. Вероятнее всего, им придется перейти на пригородные маршруты, где ремни в салоне не обязательны. Корейских автобусов у нас не так много — в пределах 15—16 единиц. Они ходят по направлениям Райчихинск — Благовещенск, Шимановск — Благовещенск, Зея — Тыгда.

С новыми требованиями безопасности перевозчики угодили меж двух огней. Пока ремней в автобусах нет, заниматься междугородными перевозками они не имеют права. За нарушение ПДД им грозят штрафы. В то же время, если владельцы самовольно «подпояшут» свой транспорт, их также ждет штраф. На этот раз — от управления автодорожного надзора за переоборудование транспортного средства.

«Штрафы у автонадзора — от трех до пяти тысяч рублей», — говорит владелец семи пассажирских автобусов из Ромн Валерий Катков. Он счастливый обладатель двух новеньких Фиат-Дукато на 15 мест каждый, совсем недавно прибывших своим ходом из Москвы. Машины обошлись ему в пределах миллиона рублей каждая. Салоны автобусов оборудованы ремнями безопасности. Но остальные рабочие «лошадки» Валерия Каткова — «Газели». И их переоснащение влетит в копеечку. Примерная стоимость одного ремня — от 1000 до 1500 рублей. Это значит, оборудовать «Газель» будет стоить в пределах 11—17 тысяч рублей. Но купить ремни — это только полдела. Кроме ремней, заплатить придется и за работу. Установить их должна организация, которая имеет для этого технические возможности.

— К нам пока за разрешением на переоборудование никто не обращался, — говорит гендиректор ОАО «Амуравтотранс», официального дилера Павловского автобусного завода Виктор Шевчук. — Но я уже звонил на завод по этому поводу. Пока ответа не получил. Знаю, что вся страна взбудоражена: ремней в тех объемах, какие требуются, у производителей нет. А у меня, как у дилера, нет производственных ресурсов, чтобы установить эти ремни. Делать это должна сертифицированная автомастерская, которая сможет выполнить технические требования, установленные заводом.

Безопасен ли ремень безопасности?

То, что во всех междугородных автобусах со временем появятся ремни, — вопрос решенный. Но пока остаются без ответа вопросы: насколько действенны такие меры безопасности и будут ли пассажиры сами пристегиваться этими ремнями.

— Кто издал этот указ, пусть сам сядет на «газель» и переоборудует ее за свои деньги. Не знаю, что делать дальше. К кому обращаться? Пока завод даст разрешение на установку ремней, меня будут штрафовать каждый день, — сетует хозяин «Газели», ждущей своего рейса на благовещенском автовокзале, Андрей Миронов. — А ремень где-то спасает, а где-то мешает.

Согласен с коллегой и перевозчик из Ромненского района Валерий Катков:

— Я на автомобиле переворачивался два раза, и, если бы был пристегнут, думаю, сейчас меня бы уже не было в живых. Да, ремень в одних случаях помогает, а в других мешает. Человек запутывается, не может выбраться из горящей машины.

Само собой, противоположного мнения придерживаются в ГИБДД.

— В большинстве случаев ремень спасает жизнь, — уверен начальник отделения пропаганды управления ГИБДД УВД области Евгений Шайдуров. — Человек при аварии не ударяется о сиденья, не болтается по салону. А пассажирам грозит штраф в 500 рублей за непристегнутый ремень. Если они сами не хотят беспокоиться о своей безопасности — это за них делает государство.

Так же считают и все опрошенные нами на автовокзале Благовещенска пассажиры.

— Я думаю, ремни в салоне — это положительно, — оценила нововведение ждущая автобуса в Тамбовский район Галина Алексеева. — Мы еще не приучены к этим порядкам, но это забота о людях. В других странах это нормально. Я лично буду пристегиваться, если такие ремни будут.

Правда, кое-кто признается, что, путешествуя в автобусах, пристегивается лишь перед постом ГИБДД.

Возрастная категория материалов: 18+