Эльга даст мощный импульс для многих отраслей экономики: энергетики, транспорта, машиностроения.Эльга даст мощный импульс для многих отраслей экономики: энергетики, транспорта, машиностроения.

В этот день на 315-м километре будущей железной дороги на станции Эльга установили мемориальный знак, символизирующий начало освоения крупнейшего в мире месторождения коксующихся углей.

Инвестиции масштаба

Строительная база на станции Верхний Улак на четвертом километре железной дороги к Эльгинскому месторождению угля стала местом проведения совещания по вопросам развития Зейского района Амурской области и Нерюнгринского улуса республики Саха. Перспективы этих территорий неразрывно связаны с освоением крупнейших залежей коксующихся углей на юге Якутии. Как подчеркнули главы регионов, Эльга даст мощный импульс для многих отраслей экономики: энергетики, транспорта, машиностроения. Строительство подъездных путей и освоение месторождения сегодня по масштабам — второй инвестиционный проект после нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан».

— Стоимость всего проекта — 332 миллиарда рублей, из них 130 миллиардов — строительство угольного комплекса: обогатительной фабрики, ремонтных мастерских, вахтового поселка. Оставшаяся часть — это сооружение автомобильной и железной дорог, ЛЭП. Сегодня на строительстве подъездных путей мы уже освоили 20 миллиардов рублей, переработали 20 миллионов кубометров грунта, которые отсыпали в основание железной дороги и притрассовой автодороги. На линии работают 134 экскаваторных комплекса, около двух тысяч человек, — рассказал губернаторам вице-президент ОАО «Мечел» по капитальному строительству Петр Сыркин.

Такой рассказ вдохновил руководителей регионов, президент Якутии Вячеслав Штыров перевел стоимость проекта в американскую валюту и был приятно удивлен результатом: более 10 миллиардов долларов. После этого Вячеслав Анатольевич попросил ответить на самый главный вопрос: когда начнется добыча угля. Топ-менеджер «Мечела» заверил президента, что уже в ноябре этого года начнутся вскрышные работы на месторождении и первые тонны угля будут отправлены потребителям. До конца года планируют добыть 200 тысяч тонн угля. На первом этапе сырье будут вывозить автотранспортом. На встрече была приведена раскладка добычи по годам: в 2011 году — 1 миллион тонн, 2015 году — 9 миллионов, 2018-м — 27 миллионов тонн угля.

Город угольщиков

— На месторождение уже доставлена техника, и летом мы начнем строительство вахтового поселка, — говорит директор ОАО «ХК «Якутуголь» Игорь Хафизов. — На эксплуатации Эльгинского разреза будут работать 5—6 тысяч человек, это практически маленький город. Мы намерены поставить вопрос, чтобы он создавался под эгидой государства, потому что здесь нужно будет открывать больницу, пункт милиции.

Такой вариант не совсем устроил Вячеслава Штырова, потому что в этом случае нужно будет вкладывать бюджетные деньги в развитие нового населенного пункта.

— У нас есть пример создания поселка на Талаканском месторождении нефти. Здесь создали закрытую зону со всей инфраструктурой и пропускным режимом, и никто сюда не может попасть со стороны, кроме природоохранных структур и представителей прокуратуры в случае происшествий, которые в их компетенции. Вы можете пойти по такому же пути, — предложил Вячеслав Штыров.

— С Эльгой другая ситуация, — парировал Игорь Хафизов. — Здесь будет построена железная дорога, и создать закрытую зону довольно сложно. Тем более что эксплуатация подразумевает все же работу на постоянной основе, и люди наверняка захотят остаться жить в новом поселке, обзаводиться семьями, рожать детей.

К разговору подключился глава поселка Горный Зейского района Виталий Ратников. Он отметил, что поддержка требуется и вверенному ему населенному пункту. Горный, расположенный в 7 километрах от Улака, стал перевалочной базой для строителей. Помимо плюсов: дополнительные рабочие места, налоги, — есть и минусы: разбиваются дороги, предприниматели, почувствовав деньги, подняли цены на продукты.

Губернатор Приамурья Олег Кожемяко согласился, что трудности есть, но сегодня совместно со строителями нужно искать компромиссы. Здесь же представитель «Мечела» не растерялся и сразу же озвучил несколько проектов, от которых выиграют жители всего Зейского района. Во-первых, получит развитие аэропорт Горного. Будет реконструирована взлетно-посадочная полоса и здание аэровокзала. Во-вторых, появится круглогодичная автотрасса до Зеи, строители обещают ее отремонтировать. Сегодня разбитая 240-километровая дорога до районного центра через Огорон — главная проблема для жителей северных поселков. В прошлом году именно транспортная недоступность послужила поводом обратиться в областное правительство с просьбой передать северные поселки Зейского района в подчинение Тындинскому району.

Загрузка для ГЭС и БАМа

— Какие источники электроэнергии вы планируете задействовать на Эльгинском месторождении, — задал вопрос Олег Кожемяко.

— Мы построим две ЛЭП-220 от Зейской ГЭС, договоренность с энергетиками у нас уже есть, сейчас идут последние согласования, — ответил Петр Сыркин.

Солидная загрузка для амурской гидроэлектростанции обрадовала Олега Кожемяко, но несколько огорчила Вячеслава Штырова, который предложил создать новую электростанцию на юге Якутии.

— А почему бы вам не построить на Эльге ТЭЦ, это будет гораздо надежнее, потому что строить ЛЭП очень дорогое удовольствие, — высказал свою позицию Вячеслав Штыров.

— Этот вопрос у нас пока не рассматривается, потому что строить ТЭЦ еще более затратное дело. На сооружение ЛЭП мы выделяем 19 миллиардов рублей, — озвучил цифры представитель «Мечела».

Таким образом, с началом освоения Эльгинского месторождения угля в ближайшее время значительно возрастет нагрузка на Зейскую ГЭС. Кроме энергетики, получит развитие и Байкало-Амурская магистраль, ведь весь добытый уголь будет перевозиться по железной дороге. Объемы работ на Тындинском отделении дороги, которое проходит по трем районам севера Приамурья, вырастут в несколько раз. На отдаленных станциях появятся рабочие места, вырастут налоговые отчисления.

После таких оптимистических прогнозов главы регионов и менеджеры «Мечела» отправились на трех вертолетах непосредственно на Эльгинское месторождение. Здесь на 315-м километре был установлен монумент в честь начала освоения залежей угля. Прилетевшие гости по очереди забили кувалдой столб в основание металлического знака. Сфотографировавшись на память на фоне установленного монумента, делегация отправилась в вахтовый поселок Металлургшахтспецстроя — генерального подрядчика, подразделения «Мечела». Олег Кожемяко посмотрел вагончики, в которых живут строители, познакомился с техникой.

В свою очередь руководители строительных организаций заверили губернатора, что сейчас нет задолженности за выполненные работы. На объекте работают несколько амурских компаний, крупнейшие из которых — БАМстроймеханизация, Взрывпром, мостостроительная компания-10. «Мечел» перечисляет деньги подрядчикам согласно договору. Долги остались за Инжтрансстроем — прежним генеральным подрядчиком на строительстве линии Улак — Эльга.

Возрастная категория материалов: 18+