О том, когда же в Приамурье придет настоящая весна и почему апрель — самый ветреный месяц, в интервью «Амурской правде» рассказала главный синоптик амурского метеоагентства Светлана Казачинская.

— Светлана Анатольевна, когда нам ждать приход весны и какой она будет?

— Наверняка этого сказать нельзя. В Амурской области долгосрочные прогнозы никто не делает. Прогноз на месяц дают хабаровские синоптики. Он оптимизма не внушает, потому что нас ориентируют на норму. А норма означает, что реальное тепло у нас будет только в третьей декаде марта.

— То есть до конца марта мы будем ходить по снегу?

— Возможно, он сойдет и раньше. В прошлом году снега тоже было немало, зато сошел он быстро. Вообще, последние годы зимы стали мягче, теплее. Переход через ноль обычно в первой декаде апреля. Но это среднесуточная температура, а дневные положительные температуры устанавливаются раньше, поэтому после 20—25-го числа однозначно нам уже гарантирована заметная весна.

— В прошлом году, когда мы все ждали весны, вдруг внезапно город засыпало снегом, и весна затянулась. Может ли это повториться в этом году и март станет очень снежным?

— Такое бывает. Но бывает, что снег идет не только в апреле, но и в мае. Снежного покрова он не образует, но снежинки летят. Так, 11 мая 2005 года в поселке Бомнак Зейского района выпал ливневый снег количеством 37 миллиметров (более 80 процентов месячной нормы), и он образовал временный снежный покров высотой 15 сантиметров.

— Светлана Анатольевна, для синоптиков март — еще зимний месяц. Но если подводить предварительные итоги зимы — она была типичной или нет?

— В целом зима прошла ровно. Экстремальных температур для нашего климата в этом сезоне не было. Дело в том, что год от года может очень серьезно отличаться. И часто убеждаешься, что люди путают понятия «погода» и «климат». Например, 2008 год был очень теплым, а потом пришел 2009-й, и все сказали, что очень холодно. Но мы сравниваем с многолетними показателями — ряд наблюдений проводится по Благовещенску больше ста лет. Так вот, только по нашим ощущениям две минувшие зимы были холодными. При этом они не холоднее многолетнего уровня. За последние двадцать лет у нас была реально одна по-настоящему холодная зима — в 2000—2001 годах. Тогда мы отклонились от средней температуры сезона на 0,8 градуса. Прошлый же сезон был холоднее относительно предыдущих, но даже недотянул до нормы — был выше ее почти на градус.

— Правда ли, что на севере области снега выпало больше, чем в Благовещенске?

— Судя по данным о залегании снежного покрова по области, вырисовывается достаточно интересная картина. Как правило, больше всего осадков выпадает в восточной части Амурской области. В этом же году достаточно много снега было на северо-западе Приамурья. Так, в Селемджинском, Бурейском, Архаринском районах выпало около 40 миллиметров осадков и примерно столько же — в Тындинском и Сковородинском районах. Но если на востоке это меньше нормы, то на западе — это высокий показатель. В среднем же высота снежного покрова по области — 19—25 сантиметров, то есть норма.

— Если в некоторых частях области снега выпало много, может ли это серьезно повлиять на паводковую обстановку?

— На самом деле в начале весны процессы испарения преобладают над осадками. Поэтому у нас не бывает ни распутицы как таковой, ни половодья, которые характерны для европейской части страны. Если область и топит, то летом или осенью, когда идут дожди.

— Есть мнение, что летом нас топит из-за таяния ледников…

— Это одно из заблуждений. В бассейне Амура нет таких ледников, которые давали бы значительный подъем уровня воды. Так что этот миф можно смело отбросить. Питание амурских рек примерно на 80 процентов дождевое, и лишь 15—20 процентов составляет доля талых вод.

— Часто приходится слышать, что климат в Приамурье изменился после появления двух водохранилищ гидроэлектростанций? Это правда или тоже миф?

— Этот миф возник в силу привычки человека искать объяснение сложным глобальным явлениям простыми понятиями. К тому же свою роль играет противоречие между несовместимостью масштабов человеческой жизни и климатических эпох. Климат подвижен — на планете то теплеет, то холодает, и это нормально. Но мы почему-то считаем, что климат, к которому мы привыкли в детстве и юности, он единственно нормальный и самый правильный. Но ничего подобного. Это динамичная величина, и мы, к счастью, сейчас живем в эпоху потепления. Что касается ГЭС, то какую-то лепту они, безусловно, вносят. Но глобально повлиять на характер зимы — это нереально.

— Можно ли доверять долгосрочным прогнозам?

— Ориентироваться всегда нужно на какой-то средний вариант. Вот только за последние 10 лет средних вариантов не было.

— О чем это может свидетельствовать?

— Это такая динамика климата. Если сравнивать с тем, что было в 70—80-х годах прошлого века, это, конечно, нетипично. Тогда было холоднее, была выше влажность. Но с начала 90-х годов погода очень сильно изменилась.

— Светлана Анатольевна, традиционно самые страшные пожары в области случаются в апреле — мае. Все они сопровождаются сильным ветром. Почему так происходит именно в это время?

— Характер весны определяет именно апрель. Он самый динамичный в плане погоды месяц — поворачивает процессы от зимних к летним. Дело в том, что в апреле идет кардинальная перестройка барического поля атмосферы. Если зимой море значительно теплее суши, то летом — наоборот. Апрельские процессы и обусловлены сменой планетарных зон циклонов и антициклонов. В сравнительно короткий промежуток времени в атмосфере буквально меняется «плюс» на «минус» — антициклоны покидают континент и перемещаются на морскую поверхность, а над сушей в теплом сезоне будут господствовать циклоны.

— Сколько времени занимает эта перестройка?

— Как правило, в наших широтах она продолжается с 25 марта по 20 мая, и пик этого процесса приходится как раз на апрель.

Возрастная категория материалов: 18+