Закон позволит школам эффективнее распоряжаться своим имуществом  и тратить деньги на нужды маленькиЗакон позволит школам эффективнее распоряжаться своим имуществом и тратить деньги на нужды маленьки

Правовой статус, а следовательно, и финансирование бюджетных учреждений скоро изменятся. С 2011 года они начнут жить по-новому. Поправки в соответствующий законопроект, который прошел в Госдуме первое чтение, обсудили на дискуссионной площадке партии «Единая Россия» «Центр социально-консервативной политики — Приамурье».

Законопроект, который вступит в силу со следующего года, многие из выступивших назвали революционным. Его суть в том, что муниципальные бюджетные учреждения переходят от сметного финансирования к финансированию предоставляемых услуг. Результат его действия — эффективное использование бюджетных средств.

Доставшаяся нам система бюджетных учреждений оторвана от реалий и не соответствует сегодняшнему дню. Она направлена на расширение расходов и штатов и не дает мотивации к улучшению качества услуг. Если сравнить, например, качество обслуживания в больнице муниципальной и частной, вывод будет сделан сам собой. А о том, что в муниципальных учреждениях казенные средства зачастую используются неэффективно, говорит не раз звучавший факт: в 2009 году стоимость обучения одного школьника в области колеблется от 29 тысяч до 130 тысяч рублей.

— Бюджетное учреждение надо ориентировать на запросы потребителей, — отметила зампред правительства министр финансов области Вера Щербина. — Мотивация нового закона — повысить доступность и качество услуг. Сметное финансирование к этому не стимулирует.

В течение ближайшего года муниципальные учреждения поделят на 2 группы, часть станут казенными и ограниченными в правах, другие — приобретут дополнительные права и ответственность, выйдут из сектора госуправления. Цель реформы — инициировать появление учреждений разного правового статуса, способных конкурировать за оказание госуслуг и выигрывать конкурсы на их предоставление.

На сметном финансировании, в статусе казенных, останутся оборонные учреждения, психоневрологические и другие, где услуга не будет продаваться. Остальные муниципальные учреждения тоже не исчезнут, но сменят статус — будут работать по государственно-муниципальному заданию, им предоставят субсидии на количество оказанных услуг на условиях договора с заказчиком.

Третья группа — автономные учреждения, их в области всего 6. Они самостоятельны, выполняют госуслуги по правилам, которые формирует заказчик. Они имеют свою смету расходов, которую не контролирует государство, они могут открывать свои счета в коммерческих банках — в отличие от бюджетных, которые будут обслуживаться в системе казначейства. Автономным учреждениям никто не будет диктовать, какая зарплата будет у сотрудников. Но контроль остается за тем, чтоб услуга оказывалась качественно и полно.

— Но есть и подводные камни. Субсидиарная ответственность государства уходит, — отметила Вера Щербина. — Есть опасность, что при неумелом управлении появится кредиторская задолженность. Вторая проблема — нет современного руководителя. Есть прекрасный педагог во главе школы или главврач, но они не управленцы — их этому не учили.

Областной ИПК и ППК третий год работает в автономном режиме. По мнению его директора Лидии Дмитриевой, автономное — это не коммерческое, это государственно-бюджетное учреждение, со своими правилами на финансовом рынке и строжайшей финансовой дисциплиной.

— У нас больше возможностей, — делится Лидия Ефимовна. — В том числе мы можем открывать депозитарные счета. Если я знаю, что деньги будут востребованы не в этом квартале, их можно положить на депозит и получить доход. Мы первыми в ДФО и России стали автономными, к нам едут за опытом. И я вижу, что не все руководители готовы не то что материально, а даже психологически — они привыкли ждать помощи из бюджета. Поэтому нужно организовать учебу для них.

Новый законопроект для системы образования — скорее, эволюция, чем революция, считает министр образования и науки области Сергей Степанов, это логическое завершение комплексного проекта модернизации образования.

— Мы оптимизировали школьную сеть, добились, чтобы деньги пошли за ребенком, ресурсы пошли в базовые школы, и дети пошли туда, — говорит Сергей Григорьевич. — Мы изменили систему оплаты труда. Сейчас идет подготовка к оптимизации системы профтехобразования. Уже имеем первый опыт, когда размещаем госзаказ в негосударственное образовательное учреждение — колледж в Зее, который взяла Покровка. Это ноу-хау, после 2011 года мы будем размещать госзаказ как в государственных, так и частных учреждениях, они будут обладать равными правами.

Возрастная категория материалов: 18+