На сей раз программа поддержки отечественного автопрома обещает быть очень успешной.На сей раз программа поддержки отечественного автопрома обещает быть очень успешной.

«Семерка» вместо «Москвича»

Пенсионерка из Зеи Галина Николаевна машину с дисконтом еще не приобрела: вчера только подала заявку на участие в программе. В салоне «Амур-Лада» записали данные на автомобиль и его хозяина (мужа Галины Николаевны) и сказали, что очереди на утилизации придется ждать около двух месяцев. В мае женщина надеется уехать из благовещенского автосалона в Зею на новенькой белой «семерке».

Новая правительственная автопрограмма для семьи Галины Николаевны весьма кстати. О ней владельцы «Москвича 2140» узнали, когда уже собирались сдавать свое авто на металлолом. «Старичок» 80-го года выпуска давно начал сыпаться. Решение утилизировать «Москвич» пришло, когда у машины появились проблемы с тормозной системой.

— Нашей «рабочей лошадке» уже 30 лет, — говорит Анна Петровна. — Продать его дороже, чем за 5 тысяч, не получится, так что смысла в этом нет. Лучше уж получить скидку 50 тысяч на новую машину. Хотим непременно «Ладу-семерку». У нас ведь и «семерка» была, но весной попали в серьезную аварию. Теперь машина не на ходу, но муж сможет использовать ее в качестве источника запчастей для новой «Лады». Расстояние от Зеи до Благовещенска «Москвич» своим ходом, конечно, не преодолеет. Но это ничего. С транспортировкой нам обещали помочь знакомые.

Еще одному посетителю салона, тоже жителю Зеи, Александру Телепневу повезло меньше: мужчина приехал покупать «семерку» за полную стоимость. За полгода до старта программы утилизации Александр продал «Ниву» 1993 года выпуска за 25 тысяч рублей, и считал это неплохой сделкой. Сейчас понимает: поторопился.

— Когда продавал, не думал, что будет возможность сдать ее за 50 тысяч, — признается Александр. — Да и когда о программе впервые заговорили, не все в нее верили. Теперь видно, что она работает не только на бумаге.

Очередь длиною в месяцы

В Приамурье программа утилизации старых машин действует чуть больше недели, но уже бьет все мыслимые и немыслимые рекорды по популярности. Такого интереса к отечественным автомобилям здесь не припомнят давно. Подавать предварительные заявки в «Амур-Ладу» владельцы «автохлама» начали еще до того, как старт был объявлен. Сейчас поток желающих произвести выгодный автообмен не уменьшается. К началу вчерашнего дня работники автосалона зарегистрировали 530-го будущего клиента.

— Ежедневно мы принимаем порядка 30 — 35 заявок, — рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Амур-Лада» Андрей Дьячков. — Спрос колоссальный, поэтому сформировали очередь. По нашим подсчетам, сейчас она уже растянулась на 2 — 3 месяца. Очередных клиентов наши сотрудники приглашают на утилизацию телефонным звонком. На данный момент нами выдано 15 новых автомобилей и 21 свидетельство об утилизации.

Система автообмена в Благовещенске работает в несколько приемов: подача заявки (с последующим ожиданием очереди), выдача свидетельства на утилизацию (чтобы снять старое авто с учета в ГАИ) и непосредственно сдача на утилизацию старого автомобиля и выдача нового. Количество свидетельств и машин, которые могут выдать в автосалоне за день, ограничено. Пока счастливыми обладателями новых автомобилей «Лада» со скидкой в 50 тысяч рублей становятся в среднем 3—5 человек в день.

Обслуживать большее количество клиентов, по словам работников автосалона, сейчас проблематично по некоторым причинам. Главная — это сложности с выпиской свидетельств об утилизации. Бланк свидетельства можно взять только на официальном сайте Минпромторга. Но в работе интернет-страницы с первых дней программы происходят серьезные сбои.

— С сайтом приходится буквально «сражаться», — отмечает Андрей Дьячков. — Он то висит часами, то вообще не работает. Именно поэтому все происходит так медленно. Когда начались эти сложности, мы сразу же стали искать причину. Сначала исключили сбои в работе местных провайдеров Интернета, потом стали звонить в Москву. Оказалось, что проблемы возникли из-за большой нагрузки: ведь ажиотаж с обменом старых машин на новые сейчас по всей стране. При нормальной работе системы мы вполне можем выдавать до 100 машин в месяц.

Ценник — приманка

Размах программы в Приамурье может стать еще большим, предполагают специалисты. Пока клиенты «Амур-Лады» в основном жители областного центра. Из других районов области подать заявку на утилизацию приезжают единицы. Владельцы «автохлама» из близлежащих сел также пока раздумывают, но наплыва сельских автолюбителей вряд ли удастся избежать, говорят работники автосалона.

Чтобы удовлетворить желание поучаствовать в акции всех, кто подаст заявки, официальный дилер АвтоВАЗа в Благовещенске старается запастись автомобилями. На апрель уже сделана заявка на 50 экземпляров «Лады» разных моделей. По мере необходимости запас будет пополняться.

Пока в лидерах продаж «Лада 21074». Льготную «семерку» покупает подавляющее большинство автовладельцев. При этом практически каждый из них приходит в салон с твердым намерением купить модель 21054. Но «пятерки» разобрали с молниеносной быстротой. Эта модель столь популярна в народе из-за своей демократичной цены. Без скидки в салонах автодилеров она стоит 166 тысяч рублей, но на старте программы завод установил на «пятерку» дополнительный дисконт. В итоге с 50-тысячным бонусом она обходилась покупателю в 99 тысяч целковых.

Также за первую неделю действия программы со скидкой в руки покупателей ушли «Калина» и «Самара». Каждой из этих моделей было продано по одной.

На «семерки», «Калины», «Самары» и некоторые другие модели АвтоВАЗ также предусмотрел дополнительные бонусы для покупателей-льготников. Так, владельцу «автохлама» ВАЗ 21074 обойдется в 176307 рублей (без учета скидки в 50 тысяч), а рядовому покупателю за эту же модель придется раскошелиться уже на 185 тысяч целковых. Первоначальная стоимость льготной «Калины» — 267190 рублей, «Самары» — 246582 рубля. При том, что их обычная цена — 270 и 249 тысяч рублей соответственно.

В ожидании разбора

Принятый в утилизацию транспорт пока копится на специальной стоянке на территории «Амур-Лады». Здесь жмутся друг к другу «Жигули» и «Москвичи» без номеров, в основном на вид древние и неприглядные. Иномарку пока сдали только одну — легковую «Тойоту» 1992 года выпуска. Эта машина была уже не на ходу, поэтому большой ценности для владельца не представляла. А вообще, большого потока «японок» на свалку специалисты не ожидают. Все-таки иномарки 90-х годов у амурских автовладельцев еще котируются, и большинство из них стоят гораздо дороже 50 тысяч рублей.

Куда пойдет дальше накапливаемый «автохлам», работники автосалона пока только предполагают. «Амурский чермет» — предприятие, которое планирует проводить разбор и утилизацию автомобилей на территории Амурской области, их еще не принимает. Получить лицензию на утилизацию «Амурский чермет» надеется к концу марта. В планах директора предприятия Андрея Макарова первоначально разбирать в месяц по 60—100 машин.

Возрастная категория материалов: 18+