Через 20 лет на месте отвалов уже будет тайга.Через 20 лет на месте отвалов уже будет тайга.

По мнению защитников природы, золотодобытчики наносят катастрофический вред рекам и лесам, потому правильно, что им закрыли путь в водоохранные зоны.

У предприятий другие, еще более страшные аргументы — если не снять запрет, в области умрут десятки поселков, живущих на россыпях. О качестве федеральных законов и экологической угрозе чиновники, руководители предприятий и экологи говорили на круглом столе в минприроды.

История вопроса

Неразбериха с водоохранными зонами длится четвертый год. Сначала новый Лесной кодекс, вступивший в силу с 2007 года, установил запрет на использование лесов в водоохранных полосах, однако именно там ведут добычу россыпного золота большинство предприятий. Спустя год, приняв аргументы регионов, Минприроды РФ издало приказ, разрешающий добычу полезных ископаемых при условии «отсутствия других вариантов».

Еще через год Федеральное агентство лесного хозяйства было выведено из МПР России и передано Минсельхозу России. Согласно новым приказам Минсельхоза с ноября 2009 года добыча полезных ископаемых в водоохранных зонах вновь запрещена. В результате практически все россыпники лишились права пользования недрами, так как их участки находятся в долинах рек и ручьев. Попали под запрет и нефтяники. Правительство и предприятия выступают за отмену приказа, однако экологи против.

Добывать или нет?

Открывая совещание, руководитель минприроды сразу обозначил позицию областного правительства.

— Все мнения противоречивы, но одно ясно — надо дать нашим золотодобывающим предприятиям нормально работать, при этом не нанося экологического ущерба, — подчеркнул министр природных ресурсов Амурской области Юрий Привалов.

Позиция защитников природы была однозначна — запрет на хозяйственную деятельность в водоохранных зонах введен правомерно.

— Ущерб от россыпной золотодобычи носит катастрофический характер, — уверен заслуженный лесовод России, профессор института леса ДальГАУ Виктор Яборов. — В результате деятельности артелей в области уже уничтожено 200 малых рек, 100 тысяч гектаров земли на отработанных месторождениях — на этом месте сейчас пустыри, непригодные для лесовосстановления. Надо понимать: сейчас мы добываем золото, а когда перестанем — для людей там ничего не останется.

— Да если мы прекратим сейчас добывать, там людей не останется! — не смог сдержать эмоций генеральный директор прииска «Соловьевский» Федор Сидоров. — Наш прииск — ровесник Амурской области, нам 140 лет! И все эти годы люди у нас живут только золотодобычей. Если не отменить запрет — мы уйдем, и поселок умрет. И еще десятки других поселков в отдаленных районах. А что касается экологии — приглашаю вас всех в августе к нам в Соловьевск собирать грибы. Там, где 20—30 лет назад мыли золото, сейчас тайга!

Заместитель генерального директора УК «Петропавловск» Андрей Лущей перевел дебаты в другое русло — законодательное. Процитировав несколько статей скандального приказа Минсельхоза, которые противоречат друг другу, он сделал вывод — логики в нем нет.

— Произошел стык законов: Лесного кодекса, Водного кодекса и приказа Минсельхоза, — отметил Андрей Лущей. — Один разрешает вести хозяйственную деятельность в водоохранной зоне, другой запрещает, третий разрешает, но при согласовании с уполномоченными органами.

С ним согласился заместитель начальника управления лесного хозяйства Амурской области Алексей Венглинский.

— Это низкокачественный приказ, который писали неспециалисты, — уверен чиновник. — В нем не учтены требования ни субъектов, ни недропользователей. Сам Лесной кодекс достаточно неоднозначен и имеет несколько толкований, что для документов такого уровня, я считаю, недопустимо.

Экологи в итоге дискуссии большинство доводов поддержали.

— Мы не против золотодобычи, так как прекрасно понимаем социальную значимость этой отрасли, — отметил директор АмурСоЭСа Петр Осипов. — Но нам всем надо сделать все, чтобы минимизировать экологический ущерб.

Поправки готовы

Как стало известно «АП», на днях Совет Федерации подготовил и направил в Госдуму поправки в Лесной кодекс. Они должны быть приняты на ближайших сессиях, поэтому у золотодобывающих предприятий есть шанс начать сезон без проблем.

Возрастная категория материалов: 18+