— Владимир Михайлович, сегодня многие даже не подозревают о существовании авторского права…

— Тем не менее Российское авторское общество существует 135 лет. Оно создано по инициативе замечательного драматурга Александра Островского. И чем занимаюсь сейчас я, когда-то тем же самым занимались Карамзин, Римский-Корсаков, Короленко…

— Какая у вас компания приятная!

— Защита авторского права уже тогда была эффективной — если, например, директор театра не платил авторского вознаграждения, его сажали в тюрьму на полгода. В советский период истории отношение к авторам изменилось. Но в 1993 году был принят закон об авторском праве. А последние два года этот вопрос вообще встал очень остро: если авторские права будут нарушаться, Россию не примут в ВТО. Поэтому у нас огромный раздел в Гражданском кодексе посвящен только защите авторских прав.

— Кто в Амурской области нарушает авторское право?

— Чаще всего среди нарушителей оказываются кафе и рестораны, которые не делают отчислений в Российское авторское общество за использование песен и музыки, хотя обязаны. У директоров возникает непонимание: «Мы платим налоги, вкладываем деньги в бизнес, с какой стати нам платить еще за какую-то музыку?» На самом деле это не так дорого — в зависимости от количества посадочных мест, в пределах одной-двух тысяч рублей в месяц. Приходится собирать документы, обращаться в суд.

— Может быть, ресторанам дешевле свои песни сочинять и петь?

— С одной стороны, да, но с другой — а кто их будет слушать? Люди приходят отдохнуть, и им хочется отдыхать под любимые мелодии. Хотя в ночных клубах попытались найти такую лазейку: приходит диджей, берет известную мелодию, меняет в ней ритм, добавляет звуковые эффекты — и якобы это его оригинальные композиции. А посетители все равно требуют, чтобы поставили известную им популярную музыку, так что этот вариант не проходит.

— FM-радиостанции передают песни по заявкам, они тоже за это платят?

— Конечно. не только радио, но и телеканалы это обязательно делают. «Радио-Курьер», «Альфа-канал», «Регион Амур» работают с нами очень добросовестно. У них очень подробные отчеты, вплоть до секунды звучания. Они все фиксируют и оплачивают.

— Недавно был обнародован случай, когда хор ветеранов обязали платить взнос за исполнение песен о войне. У нас в области тоже немало народных коллективов, в том числе и детских. Они должны платить за песни?

— Меня покоробил этот случай. В той же телепередаче спросили композитора, чьи песни исполнялись ветеранами — не мог бы он отказаться от авторского вознаграждения? И он сказал, что это единственный способ заработать на хлеб, у него нет зарплаты как таковой. То есть по закону платить обязательно нужно. Но ведь платят же не ветераны, а организаторы этого концерта, которые в любом случае оплачивают аренду зала, освещение, транспорт, чтобы доставить участников концерта. И в этом же ряду очень маленький процент отчисляется композитору и автору слов.

— С кем вам довелось судиться и выигрывать процессы?

— Судимся с компанией «Мир кино», которая не платит авторское вознаграждение композитору за музыку, звучащую в фильмах. Это всего 3 процента. Я уже четыре процесса выиграл. И чем очень доволен — удалось выиграть суд в пользу вдовы Микаэла Таривердиева. Самого композитора в живых уже нет, но по закону в течение 70 лет после его смерти авторское вознаграждение получают наследники. Представьте, вдове композитора из Амурской области приходит существенная сумма — порядка 350 тысяч рублей.

Владимир Шатковский

Представитель Российского авторского общества в Амурской области:

— Однажды Олег Маслов, амурский поэт, сейчас живущий в Израиле, написал пьесу и отдал в театр на прочтение и потом волновался: если кто-то вдруг захотел бы присвоить его труд, ему бы не удалось доказать свое авторство. Такие вещи регистрирует Москва, но за это приходится платить. А поставят спектакль или нет, будет ли гонорар — еще вопрос. Я посоветовал Олегу Константиновичу американский способ: пишешь произведение, идешь на почту, там рукопись упаковывают, засургучивают, и ты ее на свой адрес отправляешь. Получаешь, и она у тебя нераспакованная лежит. И если вдруг видишь, что где-то это произведение появилось под чужим именем, можно обращаться в суд с этим пакетом, который вскроют в зале суда. В Америке это проходит как доказательство. У нас я о таких случаях не слышал.

Возрастная категория материалов: 18+