Белорусские комбайны стали паровозом амурского машиностроения.Белорусские комбайны стали паровозом амурского машиностроения.

Правда, пока наиболее вероятным выглядит продолжение совместной деятельности с минскими машиностроителями. Почему? Выяснял корреспондент «АП».

Не успели выйти из стен шимановского и бурейского заводов первые амурско-белорусские комбайны, как может потребоваться расширение производственных мощностей. По информации «АП», в настоящее время ведутся активные переговоры между региональным правительством и представителями сразу нескольких известных предприятий — производителей сельхозтехники. Среди них такие гиганты, как Ростовский завод «Россельмаш» и Минский тракторный завод «МТЗ». В правительстве Приамурья эту информацию подтвердили и охарактеризовали растущий машиностроительный интерес к нашему региону переломным моментом.

— Был непростой период для наших селян, для Амурской области в целом. Мы понимали, что техника нужна: на полях работали комбайны выпуска 80-х — начала 90-х годов. Они подводили и по срокам уборки, и по объемам, — отметил губернатор Амурской области Олег Кожемяко. — Мы долго не могли эту задачу решить, обращались к нашим российским заводам: давайте на паритетных условиях организуем сборку на нашей территории. Обращались в том числе в представительство американского предприятия «Джон Дир». Но к сожалению, понимания не было. Никто в этот проект не верил, считали, что это очередная прихоть, пустой звук — вроде как модно организовывать такие производства. Мы нашли общий язык с белорусами, и, конечно, в этот момент к нам начали обращаться представительства нашего «Россельмаша» и других заводов с предложениями о совместной деятельности.

— Опять же мы должны учитывать, насколько их предложения будут комфортными для наших сельхозтоваропроизводителей. Если интересы совпадут, то мы готовы их принять, — добавляет зампред амурского правительства Александр Нестеренко. — При этом мы не боимся перенасытить местный рынок сельхозтехникой. В ближайших планах увеличение посевных площадей до одного миллиона 200 тысяч гектаров, поэтому парка техники из 2500 комбайнов явно недостаточно. Только за 2009 год было списано 227 уборочных машин. Эти потери необходимо постоянно восполнять. Даже если довести постоянную численность комбайнов до трех тысяч единиц и менять хотя бы по десять процентов уборочной техники ежегодно, то уже получается, что надо каждый год не менее 300 новых комбайнов.

Пока говорить о каких-то конкретных проектах с новыми потенциальными участниками совместной деятельности власти не спешат. Бюджет на текущий год уже распланирован, договоры о сотрудничестве подписаны, и для начала необходимо выполнить все обязательства перед белорусской стороной. Кроме того, значительная часть средств предназначена для амурских машиностроителей и крестьян, готовых покупать комбайны совместной сборки. Общая сумма господдержки по данному направлению составит почти 500 миллионов рублей. При этом именно сотрудничество с Минском рассматривается на долгосрочную перспективу.

— Вслед за комбайнами на следующий год осуществим сборку энергонасыщенных тракторов Минского тракторного завода. Александр Нестеренко по распоряжению президента Белоруссии Лукашенко даже был допущен в экспериментальный цех — святая святых машиностроительного предприятия. Это уже техника класса «Бюллер» — современная, способная поднять большие зяби, выводить нас на рубежи по производству сои, которые достигались в советское время, — уверен глава Приамурья.

— Это уже не те привычные старые тракторы, которые знакомы многим дальневосточным аграриям, — заключил Александр Нестеренко. — Сегодня Минский тракторный завод выпускает модели мощностью 450 лошадиных сил. Цена, соответственно, гораздо ниже мировых аналогов. Конечно, не все так просто, есть ряд вопросов по налаживанию процесса сборки, но при взаимной заинтересованности все они решаемы. Причем это не единственное направление возможной совместной деятельности. К примеру, были у меня белорусские товарищи, которые предлагают строительство сельскохозяйственных объектов. Причем их услуги выглядят ощутимо дешевле, чем мы вынуждены платить сейчас. В качестве подтверждения — расчеты проектных институтов.

Теперь необходимо еще тщательно все просчитать, качество посмотреть, сравнить. Во время поездки в Белоруссию мы видели все на конкретном примере. Объекты абсолютно аналогичные тем, что уже существуют в Амурской области. Но там они обошлись на четверть, даже на треть дешевле, чем у нас. Причем белорусские строители готовы работать «под ключ», а в случае с фермами — даже с поставкой скота.

Мнение

Николай Силантьев

Гендиректор ОАО «Бурейский крановый завод»:

— О возможном углублении сотрудничества с белорусскими машиностроителями нам известно. Имеется в виду возможный выпуск энергонасыщенных тракторов. Предварительный разговор с представителями амурского правительства у нас был. Конечно, необходимо проделать большую предварительную работу, подготовиться, но уже сейчас могу сказать — мы бы взялись за такой заказ. Общее понимание уже есть. Это будет на пользу как нашему заводу, так и амурским аграриям.

Возрастная категория материалов: 18+