Я к торговцу — предлагаю заменить некачественный товар, он не соглашается. Потом куда-то ушел. Осталась в отделе, жду — ни босоножек, ни денег. Соседние продавцы только смеются в лицо. Уже скоро магазин закроется — и никого. Нашла охрану, попросила вызвать администратора. Меня стали убеждать прийти через две недели, хотя по закону в течение 10 дней должны заменить товар или вернуть деньги. В общем, персонал центра на стороне китайцев. Китаец вернулся и с матом бросил мне 500 рублей».

Елена Тишина, молодая мама:

— Как-то я зашла в торговый центр на рынке, померила пару курточек, но покупать не захотела. Когда выходила из отдела, торговец стал громко меня материть. Однажды была свидетелем ситуации, когда дело дошло до драки. Женщина примерила платье, но оно ей не понравилось. Она пошла дальше, а китаец догнал ее и со злостью стал толкать в спину. При этом все равнодушно проходили мимо. После кризиса торговцы стали вести себя очень агрессивно. Раньше они не уважали тех, кто с ними не торгуется, а сейчас наоборот: если начинаешь торговаться, это их сильно раздражает. Лучше я пойду на ярмарку и переплачу лишние деньги, но никто меня не обматерит и не плюнет вслед.

Николай Терещук, предприниматель:

— Никогда с китайцами у меня не было конфликтов — ни при покупке товара в торговых центрах, ни в предпринимательской деятельности. Партнеры по бизнесу в КНР всегда попадались честные и добросовестные. Нам, россиянам, у них многому можно поучиться. С тех пор как открылись «ворота» в Поднебесную, я бывал в разных китайских провинциях, объездил более десятка городов, и нигде не возникало никаких серьезных вопросов. Я считаю так: надо вести себя достойно, тогда китайцы видят, что ты уважаемый человек, и к тебе относятся соответственно. Некоторые покупатели начинают спорить, китайцы — люди эмоциональные, начинают огрызаться, а иногда и наглеть. Со мной этого не было.

Ирина Попова, архивный работник:

— Я на китайский рынок не люблю ходить, потому что торговцы очень навязчивые. А эта их навязчивость очень быстро перерастает в агрессию. До драки не доходило, но отбирать собственные деньги приходилось. Примерила вещь, хотела рассчитаться, но заметила брак. А китаец вырвал из моих рук купюры и начал толкать: мол, иди отсюда. И такое было не раз. Это что за уровень торговли?! В то же время мне приходилось обучать русскому языку нескольких китайцев, так я от этого получала удовольствие. С нашими школьниками никакого сравнения. Они так старательно учились. И отношение к учителю уважительное, и отдача от полученных знаний была не такая, как у наших школьников.

Возрастная категория материалов: 18+