Всем парням дают возможность сдать экзамены — до окончания учебы в армию никого не забирают.Всем парням дают возможность сдать экзамены — до окончания учебы в армию никого не забирают.

— Анатолий Борисович, не получится ли так, что высшее образование станет сугубо женской привилегией? Ведь многие парни сразу после выпускного уходят в армию.

— В нынешнем году состоялся первый выпуск школьников, которым довелось учиться полные 11 лет. То есть к моменту получения аттестата большинство ребят достигли 18-летия. По закону мы обязаны их призвать в ряды Вооруженных сил. Что и будет сделано. Хочу сразу отметить — всем дается возможность сдать экзамены, провести выпускные вечера, попрощаться с родными и близкими перед расставанием на период службы. С экзаменов или с выпускного вечера никого не забирают. Такого не было и не будет.

Что касается возможного повторения ситуации, то это не наша компетенция — все зависит только от законодателей. Пока все выглядит именно так: исполнилось 18 лет — должен идти в армию.

Кстати, эту систему призыва можно расценивать по-разному. Везде есть свои плюсы и минусы. Бывает, слышатся упреки по поводу того, что молодым людям не дают возможность поступить в вуз. Но с другой стороны, сегодня военных кафедр осталось крайне мало — большинству молодых специалистов по окончании университета или института в любом случае придется идти служить солдатами. А если отслужить сразу после школы, то через год можно спокойно поступить на учебу без опасений, что кто-то когда-то его вновь отвлечет от карьеры или профессии и отправит служить. Не думаю, что высшее образование станет женской привилегией. Тем более что у ребят, прошедших срочную службу, появляются определенные льготы на поступление в вуз.

— Но ведь за год службы школьные знания могут существенно ослабеть, и поступить в тот же университет будет сложнее.

— Далеко не все поступают в университет с первого раза. Тогда им остается ждать дома призывного возраста, а после идти в армию, потому как право на отсрочку после неудачного поступления теряется. И тогда молодой человек до повторных вступительных экзаменов теряет уже целых два года — год ожидания и год службы. Опять же повторюсь — это всего лишь одна из точек зрения. Окончательное решение по вопросу — призывать молодежь в армию сразу после школы или не призывать — решает законодательная власть РФ.

— Раньше старшеклассники повально проходили через систему ДОСААФ, где учились на крановщиков, водителей, парашютистов и даже летчиков. Впоследствии можно было служить по полученной специальности, попутно повышая квалификацию. То есть годы службы не рассматривались как потерянное время — у молодежи был вполне практичный подход к армии. Можно ли вернуть эту систему подготовки?

— Ее возвращать не надо. Система подготовки в ДОСААФ работала и работает до сих пор. Такие школы есть в Благовещенске, Белогорске, Свободном, Тынде, Зее, Ивановке, Тамбовке. Там готовят водителей-крановщиков, водителей различных категорий, радиотелеграфистов и так далее. То есть это как раз те специальности, которые нужны и в армии, и на гражданке. Такие ребята действительно приходят в Вооруженные силы подготовленными специалистами. И позже на гражданке они очень востребованы.

— Всеобщего охвата не чувствуется…

— А его и быть не может в принципе. Например, будущий водитель должен обладать определенными качествами и навыками, иметь хорошее здоровье. При подготовке на категорию «Д», связанную с перевозкой людей, требования еще более жесткие. Естественно, есть отбор на каждую специальность, но большинство желающих все же учатся.

— Буквально на днях Министерство обороны заявило, что среди амурских призывников очень много наркозависимых.

— Проблема такая существует. В 2009 году из числа освидетельствованных медкомиссиями призывников 1,5 процента были освобождены от службы в армии по причине наркотической зависимости, токсикомании. Если в цифрах, то таких было примерно 180 человек. Если у молодого человека выявляются какие-то нарушения, признаки, связанные с употреблением наркотиков, психические отклонения, другие показания, то медицинская комиссия, естественно, направляет его на дополнительное обследование в специализированные учреждения.

— Не секрет, что призывников и их родителей пугают не столько тяготы и лишения военной службы, сколько возможная дедовщина. Как быть, когда появляются тревожные сигналы?

— Военнослужащий обязан защищать свои права, и эта обязанность законом предусмотрена. Если к нему применяются неуставные методы воздействия, он должен обратиться к командиру по команде. Если мер не последовало, то есть органы военной прокуратуры. То же касается родителей военнослужащего. И мы участвуем в этом процессе. Не оставляем без внимания ни один факт.

— Анатолий Борисович, с работой военкомов рано или поздно сталкивается абсолютное большинство амурчан. Вы в должности военкома человек новый и, пожалуй, читателям будет нелишне с вами познакомиться.

— Я, как и большинство моих предшественников, прошел военную службу — 31 год в рядах вооруженных сил. Уволился в 2006 году с должности заместителя командующего 35-й армией по воспитательной работе. После этого работал в правительстве Амурской области на различных должностях, связанных в том числе и с взаимодействием с правоохранительными органами, вооруженными силами, ветеранами и казачеством. То есть в принципе система и служба мне хорошо знакомы.

По контракту на Северный Кавказ

— Амурчанам предлагается служить по контракту на Северном Кавказе. Не скажу, что желающих много, но их достаточно. Ребят привлекают работа, стабильность, денежное довольствие. Там рядовой стрелок получает 22300 рублей, сержант — командир отделения 23500 рублей. Для наших парней это неплохая зарплата. Что касается требований к кандидату, то он проходит медкомиссию и должен обладать хорошим здоровьем, а также иметь за плечами действительную военную службу и среднее образование.

Возрастная категория материалов: 18+