Санья растет на глазах.Санья растет на глазах.

Рай в сауне

Первое впечатление — это не рай, а гигантская новостройка в сауне. Горячий влажный воздух, постоянный грохот и пыль от забиваемых свай, строительные краны, на глазах растущие этажи. Рай ожидается в перспективе, причем весьма недалекой.

Город Санья, занимающий второе в мире место по чистоте воздуха, растет на глазах. Поэтому китайцы в строительных касках — повсеместная и неотъемлемая часть пейзажа.

Квартиры стоят 15 — 20 тысяч юаней за квадратный метр, хотя говорят, что средняя цена в Китае — 3 — 5 тысяч юаней за квадрат. На искусственном острове Феникс, который построили в бухте Саньявэй перед Пекинской олимпиадой, чтобы встречать олимпийский огонь, квартиры с видом на море в 360 градусов стоят от 15 тысяч долларов за квадрат. Их раскупили за месяц, несмотря на то, что дома еще не построены.

Впрочем, пальмы и лазурное море с температурой в 28 градусов заставляют забыть обо всем. Наши туристы готовы жариться под тропическим солнцем едва ли не весь световой день, а местное население приходит на пляж ранним утром и поздним вечером. Днем женская половина прячется от солнечных лучей под зонтиками. Традиционно у китайцев светлая кожа считается признаком красоты. Раньше аристократической бледностью могли похвастать лишь обеспеченные китаянки, которым не нужно было с утра до ночи трудиться на полях. Сейчас молодежь европеизирована, загар входит в моду, но не очень активно. А в СПА-салонах Санья самыми дорогими считаются процедуры по отбеливанию кожи. Зато тренированному в соляриях и на огородных сотках эпидермису российского туриста хайнаньское солнце в самый раз.

Закон не писан

Что шокирует в Санья абсолютно всех русских с первых минут — жуткое дорожное движение без правил. Хотя там есть и светофоры, и «зебры», и сплошная двойная линия. На светофоры водители реагируют по-разному. Сплошную двойную игнорируют. Что касается пешеходных переходов, их наносят явно для разнообразия — чтобы дорога не казалась монотонной. Никто из сидящих за рулем тормозить перед пешеходами вовсе не собирается. Пришлось на пару недель забыть российские привычки.

Китайские гиды призывали нас особо остерегаться лихачей. Дело в том, что по местным законам (одна из гидов откровенно назвала эти законы дурацкими) водитель, сбивший пешехода, по решению суда выплачивает пострадавшему не только затраты на лечение, но и пожизненную пенсию. И поэтому некоторые разворачиваются и добивают жертву. Дешевле нанять адвоката, доказать, что погибший сам виноват в ДТП, и выплатить однократный штраф. Видеоролики с подобными случаями горячо обсуждаются хайнаньским Интернет-сообществом.

Очень много мотоциклистов и моторикш, которые буквально преследуют туристов и предлагают довезти куда угодно за скромную сумму от 5 до 15 юаней. Специально интересовались у гида, на самом ли деле стоит это сомнительное счастье 3 юаня. На далекие расстояния рикши не поедут — в центре города, например, их штрафуют.

Военное прошлое

Хайнань открыли для туризма шесть лет назад. Раньше остров имел исключительно военно-стратегическое назначение. Здесь и сейчас осталось немало военных баз, даже в Санья. Русские туристы с детьми однажды пытались прорваться в парк с детскими качелями за высоким забором и очень удивились, когда навстречу им вышли подтянутые военные. Оказалось, это детский сад для сотрудников военной базы. К слову, детских парков как таковых в Санья нет.

Однажды в составе благовещенской тургруппы в Санья приехали любители экстремального отдыха. Кстати, местные турфирмы предлагают свои варианты для любителей выплеснуть адреналин: рафтинг на горе Учжишань, многочасовые пешие походы по джунглям и так далее. Амурские экстремалы рванули в джунгли, окружающие Санья, не дожидаясь гидов, в первый же день. И вышли на военную базу. Мало того что у них отобрали фотоаппараты и камеры, допросили, доставили в гостиницу под конвоем, в номерах провели обыск, поставили прослушку, так еще и в дальнейшие две недели отдыха за ними очень бдительно следили даже на пляже.

Бинлановое настроение

У очень многих уличных торговцев в Санья красные десны, воспаленные глаза и приподнятое настроение — они постоянно жуют бинлан. Эти продолговатые орехи, растущие на пальмах, обладают легким наркотическим эффектом. Бинлан можно не только собирать в пальмовых рощах, он продается в магазинах в виде конфет и стоит два юаня. Конфеты, скажем прямо, на любителя. Знающие люди говорят, что долгое их жевание заменяет литр водки. Не знаю, не пробовала.

У народности ли, семь тысячелетий назад заселившей Хайнань, бинлан считался символом любви. Если девушка вручала юноше бинлановый орех, это означало ее однозначный выбор.

Фольклорная деревня народности ли находится в бинлановой роще. Туристам показывают быт и некоторые обряды аборигенов острова. Ли изобрели свою технологию получения рисовой водки крепостью в 78 градусов. У них было развито ткачество из бамбукового волокна. Даже свой язык сформировался, правда до письменности дело не дошло.

— Будете кокосовый сок? — спросили нас во время экскурсии.

Чтобы утолить нашу тропическую жажду, молодой ли молниеносно вскарабкался на высоченную пальму, срубил несколько кокосов и уже через минуту разливал их сок по пластиковым стаканчикам. Чтобы ради меня человек лез на пальму — такое я в своей жизни испытала впервые.

Мужская мечта

Хайнань — рай для мужчин. Мужчины ли очень ленивы, с изумлением рассказывали нам китайские гиды, приехавшие в Санья на работу с материкового Китая — из Пекина, Харбина и других городов. И действительно, день-деньской они пьют чай в тенечке, философствуют, играют в карты. Женщины трудятся на плантациях или торгуют фруктами. Они миниатюрные, но очень сильны физически. Носят на коромыслах огромные корзины с бананами и манго по солнцепеку.

На острове много банановых, манговых, ананасовых плантаций. Здесь выращивают 10 видов манго, получают два урожая манго в год — в апреле и октябре. Считается, что на Хайнане самые вкусные манго, для продажи на острове их снимают спелыми, в отличие от тех, что повезут на материк и далее. Стоят манго, как яблоки, — 5 юаней за полкило. Мы попали в сезон созревания рамбутана. Рамбутановыми «ежиками» были завалены все прилавки.

На Хайнане, где нет зимы, снимают три урожая риса в год. Но поскольку земля не отдыхает, рис получается невкусный. Он идет исключительно на водку.

Хайнань поражает многодетностью. Если основному населению Китая — народности хань — разрешено иметь по одному-два ребенка на семью, то хайнаньским аборигенам можно иметь детей, сколько пожелают. На детях здесь делают бизнес. С материка приезжают люди, чтобы купить или даже украсть детей, зная, что полуграмотные крестьяне не будут заниматься поисками правды, а «наплодят» еще. В лучшем случае детей продают на материке бездетным парам.

Та — это кто?

Экономика Хайнаня держится на трех китах: туризме, сельском хозяйстве и морском промысле.

Морскими промыслами занимается народность та. С фуникулера (2138 метров над землей, самый длинный в Азии) видна уникальная Морская деревня народности та. Та в переводе с китайского — яйцо. Рыбаки, занимающиеся морским промыслом, ставили деревянные дома прямо на море, дома эти были похожи на плавающее яйцо.

Есть легенда, будто люди та могут ходить по воде как по земле. Но никто из современников этого не видел. У сегодняшних та — катера и моторные лодки, а также загончики, где растут лобстеры, крабы, моллюски.

Татуированные бабушки

Девушкам ли наносили татуаж: чем богаче семья, тем раскрашеннее была в ней женская половина. Наносить татуировки начинали с шести лет. Брали шипы от одного растения, синий сок от листьев другого и постепенно, с течением лет на теле девушки не оставалось чистого места. Мужчин не татуировали. В фольклорной деревне ли до сих пор живут и охотно фотографируются с туристами несколько обильно татуированных бабушек, которым, по словам гида, далеко за 80.

Возрастная категория материалов: 18+