Не отходя от трассы

Придорожная торговля дает селам жизнь

Огород, лес и трасса определяют летнее расписание жизни многих селян. Начавшая расцветать в середине девяностых придорожная торговля до сих пор для многих остается единственным стабильным источником дохода. Жизнь у прилавка на дороге изучал корреспондент АП.

Магазин у лавки

Свежая картошка, соленья, малина и дубовый веник — встречает нас нехитрый ассортимент на стоящем под полосатым зонтом деревянном столике прямо на въезде в Новинку. Пенсионерка Вера Дмитриенко — торговец со стажем, столик у дороги она выставляет уже много лет. До конца 90-х Вера Никитична работала на спичфабрике, после ее закрытия трудилась завхозом в одной из городских школ.

— Раньше было лучше, нынче спроса практически нет. Во-первых, в городе стало проще овощи купить. А главное — исчезли перегонщики. Они проезжали по благовещенской трассе, а года три назад стали идти через Белогорск. Якуты хорошо брали, а сейчас кругом поставки договорные. Только командировочные едут берут, — рассказывает Вера Никитична.

Несмотря на отсутствие у прилавка продавца, случаи воровства здесь крайне редки. Обычно покупатели подзывают хозяев, случается, оставляют деньги за товар тут же на столе.

— Вообще, это, конечно, большое подспорье. Столик выставляем в мае, начинаем торговать с картошки, продаем оставшиеся соленья. Скоро начнется сезон грибов — их хорошо берут. В месяц, бывает, 2—3 тысячи приносит. Так до октября и торгуем. Не шикарно, конечно, но жить можно.

В тени летней веранды у стола спасаются от жары бюст и портрет Ильича. Здесь же на кумачовом знамени висят семейные реликвии — награды участвовавших в войне и трудившихся в тылу родителей. За ними — небольшой, в несколько соток, ухоженный участок.

— Вы еще рано приехали. Пока и торговать-то нечем. А когда грибы да мед пойдут, совсем другая картина будет, — выходит из огорода муж Веры Никитичны — улыбчивый мужчина с седыми усами. — Здесь еще мало торгуют. В Новинке же, считается, дачники живут. Нас уж и «Рублевкой» называют. Вам бы до Новопетровки проехать, там побольше торгуют.

Рыбное место

В Новопетровке действительно торгуют больше. Несмотря на ранний час, в селе несколько торговых точек. На въезде в село на капоте старенькой зеленой машинки выставлена картошка, у почты за столиками сидят бабушки с ведерками, а на выезде из села в тени дубов на длинной палке на леске подвешен десяток карасей.

— 350 рублей лист, — сообщает расценки молодой парень Денис. — На снизке 9—10 штук, смотря какие по весу рыбы.

— На выходные и праздники такая снизка до 500 рублей может доходить. Мы уже сами деньги рубим: кто едет отдыхать, а рыбой заниматься не хочет, им по фигу на деньги — все равно купят. Ее ведь сложно поймать. Вот вам дать удочку, вы разве наловите? — спрашивает меня коллега Дениса, назвавшийся Алексеем.

Приехавшие с ночной рыбалки ребята торгуют карасями, сомиками и касатками. «Всю ночь не спишь — ловишь. Утром продаешь, вечером хлеб ешь», — перечисляют жизненные этапы ребята. Быстрее всех сегодня разошлись сомы. Висящие на леске караси то и дело отправляются в ведро с водой — освежиться. На жаре живой товар протянет недолго.

— В основном мы живем на землянике и грибах. Земляника уже отошла, но мы на ней все равно денег нормально заработали — литровая баночка 600 рублей. Скоро грибы пойдут. Если груздей будет нормально, то за ведро не меньше пятисотки будем брать, — прикидывает в уме Алексей. — С ведра выходит трехлитровая банка. В ней три килограмма. В Благовещенске килограмм соленых груздей в магазине 450 рублей стоит. Так что люди берут.

Чем дороже машина — тем вреднее покупатель, делятся особенностями бизнеса новопетровцы. В зависимости от марки автомобиля варьируется и цена. «Дедушке рыбу можно продать и за 200. А если вылезет весь такой в золоте, начинает — «че, в натуре, давай дешевле» — с него дороже возьмем. Для него 500 рублей — не деньги», — поясняют продавцы.

Лес для местных жителей — основной источник дополнительного дохода. Работы в селе практически нет. Многие за годы безработицы уже привыкли надеяться на огород, лес и речку. Они помогают и вкусностей в магазине купить, и детей в школу собрать.

— Я тракторист первого класса, а вот тут сижу. Воровать не умеем, приходится торговать. С другой стороны, налоги ведь государству не идут, можно сказать, что и мы воровством занимаемся. Но выхода у нас другого нет. Строили бы какой-нибудь большой деревенский рынок, было бы другое дело.

Рынок без правил

Рынок действительно строили. Районные власти давно пытаются организовать придорожную торговлю. Но сделать это законными методами, да еще не обижая жителей, оказалось совсем не просто.

— Любой рынок по правилам должен находиться в ста метрах от дороги. В Новотроицком мы хотели сделать такой рынок — проходимость там очень большая. Отсыпали большую площадку, закупили полтора десятка киосков. Но тут выяснилось, что бабушки туда не пойдут. Им нужно проезжее место у дороги, — разъясняет тонкости глава Благовещенского района Игорь Горевой.

Революцию в стихийной торговле районные власти связывают с организацией агропарка. Он вкупе с развитием системы потребкооперации даст селянам возможность реализовать продукцию законными методами.

— Важно, чтобы население получило уверенный сбыт. Люди торгуют у дорог, потому что другого способа сбыть продукцию у них нет. Если же население будет знать, что оно сможет гарантированно продать урожай по твердой цене в сбытовой кооператив, были бы заключены предварительные договора, в сельсоветах были бы отделения этого закупочного кооператива, тогда система могла бы выглядеть иначе, — уверен Игорь Геннадьевич.

Мнения

Игорь Горевой, глава Благовещенского района:

«Наша задача — соединить спрос горожан и приезжих из других регионов с желанием сельчан реализовать продукцию. Перспектива такой системы связана с проектом организации на территории района агропарка. В его состав будут входить рынок розничной торговли сельхозпродуктами, оптовой торговли, овощехранилища, стоянки для большегрузных машин, небольшая переработка, возможно, офисы фермерских компаний. Сюда же можно было приезжать и торговать под вывесками своих сельсоветов по льготным расценкам. Мы предполагаем, что агропарк разместится на участке земли рядом с микрорайоном, за перекрестком улиц Студенческой и Воронкова. В эти дни в Москве должно состояться заседание инвестиционного комитета, который утвердит проекты на 2011 год. Если мы в него попадем, то получим федеральное софинансирование в пропорции 30/70 и часть объектов под агропарк построим за федеральные деньги».

Андрей Конюшок, экономист:

«Придорожная торговля вызвана экономическими условиями, которые есть в области. Это свидетельство бедности населения. У людей есть потребность в деньгах, которую они не могут обеспечить через работу или пенсию. Узаконивать эту торговлю в той форме, в которой она есть сейчас, нет смысла. Потому что это поддержка и пропаганда незаконной деятельности, которая еще может быть и небезопасна для граждан. Гонять этих торговцев — значит отвлекать на них государственные средства в виде милиции, Роспотребнадзора. Здесь власть через СМИ должна просвещать людей в отношении такой торговли и пытаться ее упорядочить, локализовать. Но уничтожить придорожную торговлю мгновенно и полностью нельзя. Ведь во время, когда мы станем жить богато и счастливо, все равно найдутся люди, которые смастерят безделушку и захотят ее продать. Поэтому надо упорядочивать и пытаться цивилизовать процесс торговли».

Возрастная категория материалов: 18+