Хотя по времени и пространству этот подвиг к нам гораздо ближе — случилось это три века назад на территории сегодняшнего Приамурья. И подвиг казаков вполне заслуживает, чтобы в области День Албазина стал ежегодным заметным праздником.

Память о событиях прошлого сегодня хранят камни и остатки земляного вала, который служил когда-то основой Албазинского острога на берегу Амура. Сейчас рядом с государственной границей стоят православная часовня и чугунный поклонный крест с надписью: «Казакам-первопроходцам, чьими трудами здесь Россия». Еще один восьмиконечный символ православия — над крохотной часовней-усыпальницей, где погребены останки защитников Албазина.

Игумен Игнатий (Чигвинцев), окормляющий албазинский приход Русской православной церкви, изучает историю этих мест более 10 лет и уже успел написать книгу о пребывании здесь чудотворной Албазинской иконы.

— Несколько сотен казаков в 17-м веке построили такую крепость, которая в течение нескольких лет давала отпор многотысячной маньчжурской армии, — рассказывает отец Игнатий. — После первой осады защитники были вынуждены покинуть острог, но буквально через месяц они вернулись и совершили чудо — потому что построить острог в такой отдаленности от цивилизации нелегко. Причем крепость соответствовала всем достижениям фортификационного искусства того времени. Осада велась несколько лет, но маньчжуры так и не одолели защитников острога. И спустя века мы здесь находимся благодаря героизму защитников Албазина.

В местном музее хранятся ржавые пушечные ядра, найденные на местах былых сражений, и нательные крестики казаков, защищавших крепость на пограничных рубежах.

— Маньчжуры думали, что внутри крепости находятся люди, приговоренные к смертной казни, и они ничего не боятся, потому что им нечего терять и некуда идти, — рассказывает экскурсовод Наталья Васильева. — Но это было не так. Казаки, пришедшие сюда вместе с Никифором Черниговским, действительно бежали от смертной казни, грозившей им за убийство илимского воеводы. Но укрепившись на берегу Амура, они стали собирать дань с местного населения и отправлять царю. И он прислал им серебряную печать в знак того, что они прощены и «воровской острог» признан государственным.

Вместе с опальным Никифором Черниговским на Амур пришел и старец Гермоген (по своей воле или его привели насильно — теперь никто не знает). Он и принес на эти далекие земли икону Богородицы из Усть-Киренского монастыря. За чудеса икона получила название Албазинской.

— Что такое чудо? Чудо — то, что нарушает естественные законы, — размышляет отец Игнатий. — По всем законам невозможно было нескольким сотням казаков противостоять многотысячной, хорошо вооруженной маньчжурской армии на отдаленной территории, где и подкрепления ждать было неоткуда. Но что невозможно людям, то возможно Богу. Маньчжуры неоднократно видели «белую женщину», которая ходила по Амуру и не давала врагам сесть на их судна, устрашала врагов.

А вот не объяснимый иначе, как чудом, исторический факт. Когда после первой осады в 1685 году казакам позволили покинуть деревянный острог, занявшие твердыню маньчжуры должны были разрушить крепость и сжечь засеянные русскими хлебные поля. Но вместо этого они в спешке покинули Албазин. Это позволило казакам вскоре вернуться и отстроить такую крепость на земляном валу, которая стала неприступной. А урожая зерна, не сожженного маньчжурами, им хватило на два года.

— Русские обладали поразительной силой духа, — продолжает отец Игнатий. — В 1687 году, когда была снята сплошная осада, за зиму в остроге погибло от цинги более 500 человек, многие были больны. Маньчжуры это знали и предложили воеводе Бейтону прислать лекарей, а на самом деле лазутчиков. Но воевода, догадавшись об их уловках, сказал: «Милостью Божией все у нас здоровы и сыты». И в ответ на Пасху передал послам маньчжурским пудовый пирог. Наверняка собирали муку на этот пирог по горстке. Но силу духа свою показали.

Сегодня село Албазино — 400 жителей, погранзастава, школа, клуб, музей, фельдшерский пункт и несколько магазинов. Возрождение села и. о. главы Сковородинского района Алексей Тарасов связывает с развитием казачества.

— 360 лет назад казаков сюда никто не привлекал, они сами прибыли осваивать новые земли для великой державы, — говорит руководитель района. — Сейчас казаков в традиционном понимании — на коне и с шашкой — здесь нет, но остались потомки первых поселенцев, корни, династии. Сама земля и сама территория — уже предпосылки для возрождения казачества. Здесь благодатная почва, пчеловодство развито. Здесь можно самобытно и полуизолированно вести сельское хозяйство. С одной стороны Амур, с другой — территория закрыта сопками и хребтами. Есть возможность строительства, леса рядом хватает. И плюс полное содействие районной и местной администрации в отводе земельных участков, получении разрешения на заготовку древесины, упрощении процедуры субсидирования на строительство жилых домов. Есть федеральные и областные программы, по которым можно привлекать дополнительные средства.

Монета из-под лопаты

В Албазине каждый дом дышит историей. Тамара Маланчук — не потомственная казачка, но вся ее жизнь прошла в этом селе. Сама она родом из соседней Воскресеновки, но училась здесь в школе-интернате, ее воспитателем была знаменитая Агриппина Николаевна Дорохина. При социализме Тамара Федоровна заведовала совхозной столовой, до трехсот человек в день кормила. А сейчас во всем селе едва насчитывается четыре сотни жителей.

— Село немножко умерло, — с грустью говорит Тамара Федоровна. — Чтобы возродилось его былое величие, надо, чтобы государство к селу повернулось лицом по-настоящему.

Дому, в котором живет Тамара Маланчук, более ста лет. Когда семья только въехала сюда, на чердаке нашли старинные иконы. Их отнесли в музей.

— Конечно, чувствуется, что это историческое место, — продолжает хозяйка. — Раньше, когда огород копали, часто находили кованые гвозди. А однажды земля «выдала» старинную двухкопеечную монету 1861 года. Когда я еще в школе училась, у нас мальчишки часто ходили по подземельям, где сейчас остатки Албазинского острога. Девчонки боялись спускаться — там темно было. А мальчишки говорили, что там настоящий подземный город. Сейчас его уже нет.

Алексей Тарасов, и. о. главы Сковородинского района:

— Район готовится к 360-летию Албазина. Торжества пройдут на историческом месте возле острога. Учитывая тот исторический дух, который витает над этой территорией, наша главная задача — показать, что мы прониклись святостью этого места.

Считаю, что Албазино должно развиваться как историко-культурный центр с возможностями для внутреннего туризма. У нас есть хороший музей, нужно развивать инфраструктуру, чтобы было где размещать и кормить приезжающих. Территория северная, транспортная доступность оставляет желать лучшего — над этим тоже надо работать.

Сейчас готовится проект восстановления Албазинской крепости в натуральную величину. Уже отведено и освящено место рядом с музеем. Острог будем возводить не на историческом месте, поскольку там раскопки еще не завершены. Строить острог будут местные жители, чтобы они потом более бережно относились к этому историческому памятнику.

Свидетельница истории

Албазинская икона «Слово плоть бысть», хранящаяся в кафедральном соборе Благовещенска, является свидетельницей многих исторических событий на амурской земле. Древность образа подтвердили специалисты, когда в 2002 году икона была на реставрации в Софрино.

Списки чудотворной иконы, хранящейся с 1868 года в Благовещенске, начали появляться во второй половине 19-го века. Они разошлись по всей стране.

— Их увозили с собой епископы, служившие в Благовещенске, когда их переводили в другие епархии, — рассказывает Ирина Ермацанс, специалист Амурского областного краеведческого музея. — Кроме того, списки иконы дарили известным лицам в память о посещении Приамурья. Например, наследнику цесаревичу Николаю Александровичу в 1891 году, министру путей сообщения князю Хилкову, командиру Уссурийского железнодорожного батальона Хорвату. Иногда копии с иконы изготавливались по заказу епархиальных властей и частных лиц для иногородних храмов.

К наиболее известным относятся хранящийся в краеведческом музее Владивостока список 1888 года, а также находящийся в Успенском храме Хабаровска список иконы, выполненный по заказу купца Плюснина в 1896 году.

5 миллионов для музея

Макет Албазинского острога, выполненный хабаровским архитектором Крадиным, — в центре экспозиции местного музея. Предполагается, что в ближайшие годы он в натуральную величину будет восстановлен на территории рядом с музеем. Место уже выделено и освящено. Областное министерство культуры и архивного дела готовит проектно-сметную документацию. На историческом месте реконструировать острог не будут — там еще не завершены раскопки, и возможно, главные находки еще дожидаются историков.

Албазинский музей с начала 2010 года стал филиалом областного краеведческого музея. На его ремонт и реэкспозицию из областного бюджета выделено 5 миллионов рублей. Работы начнутся уже в августе.

Экскурсовод Наталья Васильева работает здесь всего полгода, но материалом уже владеет неплохо — сама выросла в Албазине. Дипломированный музыкант, сейчас она заочно получает высшее образование в БГПУ. «Здесь все свое и все родное, знакомое с детства», — говорит она. Экскурсанты в музее бывают ежедневно. Это школьники Сковородинского района, взрослые делегации и даже нефтяники, работающие на строительстве участка нефтепровода «ВСТО» в Джалинде.

Завещание воеводы Бейтона

На берегу Амура под пограничной вышкой стоит часовня-усыпальница, где захоронены останки защитников Албазинского острога.

— Когда умер священник, не стало возможности отпевать умерших от болезней и погибших от ядер, — рассказывает игумен Игнатий. — Тогда воевода Афанасий Бейтон распорядился до времени помещать тела усопших в землянке, чтобы потом, когда появится возможность, отпеть их по христианскому обряду и предать земле. В своей отписке царю Бейтон объяснял, что боится хоронить умерших без отпевания. Была еще одна причина — оставшиеся в живых во время долгой осады ослабели физически от голода и цинги.

Когда в сентябре 1689 года по Нерчинскому договору казаки покинули Албазин, они были вынуждены оставить умерших в этой временной могиле. В конце ХХ века, когда археологи проводили раскопки на месте острога, эту землянку нашли. И только тогда тела защитников Албазина после отпевания были преданы земле.

Но раскопки продолжались, и были обнаружены новые захоронения. Братская могила будет расширена. 7—8 августа в Албазино приедут священники и паломники из соседних районов, и при их участии пройдет церемония захоронения останков, обнаруженных позже.

Возрастная категория материалов: 18+