За четыре года работы старшая дома Алла Клименюк накопила килограммы документов.За четыре года работы старшая дома Алла Клименюк накопила килограммы документов.

Подземное лицо дома

Алла Клименюк уже не первый год на пенсии, но слово «работа» в ее сегодняшнем лексиконе — не просто воспоминание о прошлом. Каждое утро во двор она выходит как на самую настоящую работу: ровно в 8 утра в доме начинается обход.

— Я обхожу все места совместного пользования, все осматриваю, — рассказывает Алла Тимофеевна. — Прошлась по подъездам, обязательно зашла в подвалы, заглянула в каждый угол. А что вы удивляетесь? У нас знаете, какие подвалы благоустроенные: в них жить можно.

Ровный песчаный пол, аккуратные побеленные кладовки, чистота, свет на каждом углу — действительно, о таком подвальном помещении жителю многоэтажки можно только мечтать. Мечту воплотить в реальность несложно, считает Алла Клименюк. Главное — захотеть и приложить усилия.

— Здесь у нас бойлерная, — продолжает экскурсию по подвалу старшая дома, открывая ключом помещение внутри. — Не пугайтесь. Здесь ничего не капает, ничем не пахнет. Жарко, как в сауне, но вполне уютно.

Окно с занавесками, самодельный стол — место, которое в других подвалах традиционно самое неприглядное, здесь напоминает скромный рабочий кабинет, и несколько труб, одетых в изоляционный материал, его совсем не портят. На столе на газетке разбросана ароматная трава — в тепле хорошо сушить мелиссу. За сохранность продукта старшая не беспокоится: ключи от бойлерной есть только у нее, и если коммунальщики приходят что-то здесь делать, то только под ее присмотром.

Нескучный двор

На чердаках в доме такой же порядок, как и в подвалах. Все на замке, посторонним ходу нет. В подъездах — красота, во дворе — почти оранжерея. Алла Тимофеевна охотно демонстрирует свою гордость — клумбу с сюрпризом. Яркие многоцветные циннии скоро отцветут, а на месте их появятся сентябринки. Их кустики только подрастают в центре клумбы и как раз к осени зацветут.

— Цветы в нашем доме — это особая тема, — улыбается старшая. — Так получилось, что у нас почти в каждой квартире теперь по цветоводу. Любопытно, что многие мужчины цветы разводят. Есть у нас молодая пара, они занимаются, любуются каждым новым цветочком, а парень фотографирует — говорит, зимой фотографии буду смотреть, чтобы на душе стало радостно.

Сами себе управленцы

Это сегодня жизнь дома можно назвать стабильной и спокойной. Четыре года назад, когда новостройка только заполнилась жильцами, проблем и вопросов возникало немало. Поначалу в основном к застройщику. В первый же год в подвале лопнули трубы, потрескался пол в подъездах, стеклопакеты в квартирах закрывались и открывались «с мылом», было и несколько других, пусть и мелочей, но весьма неприятных. Алла Клименюк уже тогда стала старшей дома и без конца атаковала строителей, чтобы те исправили свои ошибки.

— По закону в течение пяти лет с момента ввода дома в эксплуатацию мы имели право привлекать строительную организацию для таких работ, и мы это делали, — рассказывает Алла Тимофеевна. — Чтобы предъявлять обоснованные претензии, мы с жильцами решили сами контролировать все, что происходит в нашем доме, и выбрали непосредственное управление. Я стала председателем правления. Строительная компания передала мне все документы на дом, и, согласно этим документам, мы обследовали каждую возникающую проблему. Так, например, оказалось, что вместо оцинкованных труб нам поставили китайские железные. Застройщику по нашей претензии пришлось их заменить. Устранили строители и другие недочеты.

Текущее обслуживание дома в первый год его жизни также выполняла управляющая компания, принадлежащая застройщику. Однако через год жильцы заключили договор об оказании общих работ по содержанию имущества дома с другой организацией. Условия договора соответствуют принципам непосредственного управления домом самими жильцами: жильцы платят за техобслуживание, которое предусматривает работы по содержанию дома, но сами планируют график проведения этих работ и сами их контролируют. Обслуживающая компания никогда и ничего не делает в их доме по собственной инициативе.

— Мы разрабатываем посезонные, помесячные планы работ внутри дома, — обрисовывает ситуацию Клименюк. — я сама лично пишу заявки в обслуживающую компанию, контролирую, чтобы все было выполнено в срок.

Система, по словам старшей дома, работает как часы. Отписок, отказов в выполнении тех или иных работ, ссылаясь на нехватку денег или на то, что работы уже проведены, быть просто не может.

Кроме того, такой способ управления позволяет жильцам подкопить: часть средств, заложенных в тариф и неиспользованных, остается на счету и в будущем по согласию собственников может пойти на модернизацию или дополнительное благоустройство. Планов на этот счет у жильцов громадье.

— Сейчас мы мечтаем о модернизации бойлерной, — делится подробностями Алла Тимофеевна. — Необходимо поставить новое оборудование со счетчиками, которые будут отражать реальное потребление тепла каждой квартирой. Ведь у нас очень теплый дом — и стены теплые, и полы. Зимой в большинстве квартир жильцы частично перекрывают подачу тепла — иначе дышать будет нечем. Но на тарифе нашем это никак не отражается, а с новым оборудованием мы бы смогли существенно экономить на платежах.

Не менее смелые планы жильцов также «уходят под землю». В одном из подвалов есть большой неиспользуемый отсек размером с настоящую комнату. Его нужно обустроить, считают жильцы. Если провести здесь соответствующий ремонт, то комната вполне может стать местом для проведения общих собраний или даже организации для жильцов мини-клуба по интересам. Осталось определиться с видом работ, просчитать их стоимость и претворить задуманное в жизнь.

Возрастная категория материалов: 18+