Неужели нас ждут времена, когда люди опять по нескольку месяцев не смогут получать детские и другие социальные пособия? О причинах финансового дисбаланса и к чему это может привести — разговор с заместителем управляющего Амурским региональным отделением Фонда социального страхования Еленой Моржевой.

Финансовый перекос

— Елена Юрьевна, почему вдруг возникла такая кризисная ситуация с финансовыми поступлениями?

— Она возникла не вдруг — мы, социальные страховщики, ее предвидели еще зимой. А причина в том, что с января этого года в России действуют новые принципы социального страхования: единый социальный налог заменили страховыми взносами, уплачиваемыми в государственные внебюджетные фонды.

С одной стороны, радоваться надо, ведь нововведения многое дают нашим гражданам. Так, переход на уплату страховых взносов обеспечил равенство прав застрахованных на обеспечение по обязательному социальному страхованию и солидарность страхователей по страховым рискам. Это позволило всем нам чувствовать себя более защищенными. Сегодня все работающие у страхователей, в том числе применяющих специальные режимы налогообложения, получают за счет средств фонда пособия, рассчитанные из среднемесячного заработка. Раньше пособия не превышали минимальный размер оплаты труда за полный календарный месяц.

Словом, государство приняло на себя более весомые обязательства по социальному обеспечению граждан, размер различных пособий существенно вырос, а наша доходная часть — увы…

— Разве доходная часть Фонда социального страхования уменьшилась?

— Нет, доходная часть наполнений бюджетного фонда тоже увеличилась. Но растет она несоизмеримо меньше по сравнению с обязательствами, гарантированными работающим гражданам в виде пособий. Если в других фондах с этого года тарифы возросли, то тариф страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет Фонда социального страхования РФ, составляет все те же 2,9 процента.

Мало того, для определенных организаций полагаются льготы. Например, для сельскохозяйственных товаропроизводителей до 2014 года предусмотрен переходный период — СПК, колхозы, фермерские хозяйства будут уплачивать лишь 1,9 процента. А ряд организаций и предприятий (кто работает по упрощенной системе налогообложения, использует труд инвалидов, семейные родовые общины) в этом году полностью освобождены от уплаты страховых взносов.

Все это привело к тому, что произошел некоторый перекос — начисления страховых взносов, то есть доходная часть фонда, сегодня существенно ниже, чем расходная часть — то, что мы обязаны выплатить работающим гражданам: пособия матерям по уходу за детьми, беременным женщинам, при заболеваниях и травмах. Сегодня наблюдается устойчивый дефицит бюджета Фонда социального страхования в Амурской области.

Надежда на Москву

— Если в первом полугодии наметился дефицит поступлений в фонд, то во втором полугодии ситуация может еще более ухудшиться, — констатирует Елена Моржева.

— Почему?

— Дело в том, что часть амурских предприятий с наиболее устойчивым финансовым положением (например, финансовые структуры, золотодобывающая промышленность, где работники получают довольно высокие заработные платы) в этот период времени прекращают перечислять в фонд средства, потому что у них уже накоплен максимальный размер суммы для начисления страховых взносов. И уже до конца года от этих предприятий никаких поступлений не будет.

При этом обязательства перед работниками выполняются до конца страхового периода. Люди получают пособия по максимуму — 415 тысяч рублей. И эти деньги мы обязаны выплатить.

— А где же вы их возьмете при таком дефиците поступлений?

— Государство, конечно, гарантирует социальное обеспечение всех пособий за счет бюджета страны. Закон новый, еще только обкатывается. В правительстве наблюдают за его реализацией на всех территориях — какие будут последствия и какие изменения надо внести, чтобы урегулировать дисбаланс расходов и начислений. Ведь тенденция превышения расходов над начисленными страховыми взносами наблюдается в целом по России.

Мы вынуждены сегодня просить недостающие средства у Москвы. И это обязывает нас более пристально отслеживать ситуацию с погашением задолженности. Мы должны запрашивать только те суммы, которых нам фактически недостает для выплаты пособий. Поэтому чем быстрее и своевременнее страхователи будут уплачивать свои взносы, тем более реально получить финансовую помощь из центра.

Расчет на взаимопонимание

— Елена Юрьевна, где у нас самая сложная ситуация?

— Наибольшая просроченная задолженность сложилась по страхователям в Благовещенском, Белогорском, Свободненском, Зейском и Тындинском районах. Только в Тындинском районе задолженность составила 7 миллионов рублей. Это притом, что количество организаций (учреждений и предпринимателей), осуществляющих деятельность на территории района, меньше, чем в Благовещенске на 8535 страхователей.

Мы работаем индивидуально не только с каждым страхователем, но используем и административный ресурс — силами глав администраций и комиссий, созданных при муниципалитетах, пытаемся обязать руководителей предприятий быть социально ответственными и перечислять обязательные платежи. Есть такие предприятия, которым мы перечисляем по нескольку сотен тысяч рублей на выплату пособий работникам, а они нам не перечисляют страховые взносы даже в размере 7—10 тысяч.

— Получается, вы даете предприятиям аванс на будущее?

— Мы вынуждены это делать, потому что государство гарантировало работающим гражданам социальную заботу. Хотя по закону это первоочередная обязанность руководителя предприятия.

Как показывает практика, далеко не каждый руководитель знает, что на предприятии сложилась негативная ситуация — несвоевременно сдан отчет или перечислены обязательные платежи и взносы. Многие руководители полностью доверяют главным бухгалтерам и расчетной группе. В то же время люди, формирующие бухгалтерскую и налоговую отчетность, не всегда доносят до сведения первого лица реальное положение вещей.

Тем не менее если мы вынуждены будем привлечь руководителя как физическое лицо к административной ответственности и суд назначит определенную сумму штрафа, то его будет платить не предприятие, а руководитель из собственного кармана.

Если долг предприятия растет и не гасится, начисляется пеня. Но мы идем должникам навстречу — разработали программы реструктуризации долга и определения схемы графика погашения текущих платежей. Предлагаем моменты оздоровления, давая возможность предприятиям не уходить в тень, а работать эффективно и конструктивно.

Нам не хотелось, чтобы в обществе нагнеталась социальная напряженность и у людей возникала тревога: «А своевременно ли выплатит страхователь или работодатель пособие?» Поэтому рассчитываем на взаимопонимание со стороны руководителей организаций и предприятий разных форм собственности.

В цифрах

997 млн. рублей направил за полгода амурский соцстрах на выплату пособий, что на 16% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом сумма начислений, подлежащих зачислению в доходную часть бюджета фонда, возросла лишь на 6,9%.

2 млн. рублей с лишним задолженности в бесспорном порядке взыскали с начала года амурские социальные страховщики.

5 тысяч рублей составляет сегодня пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Сумма пособия по уходу за первым ребенком увеличилась более чем на 13%, по уходу за вторым — на 19%.

Возрастная категория материалов: 18+