— Не могу не спросить вас об Олеге Павловиче. Для нас он — и сверхпопулярный артист, без которого не представить советский кинематограф, и голос кота Матроскина. А для вас?

— Для меня это учитель. Раньше у нас было принято называть его папой. Потом мы творчески выросли, стали более циничными и мало об этом говорим. Потому что со временем это трактуется так, что якобы кто-то кому-то хочет как-то услужить. Почему-то именно сейчас мы ра-зучились говорить добрые слова. А мой фильм как раз стал таким добрым словом о Табакове. Мне хотелось показать его таким, какой он есть. Потому что родители ведь тоже разные, и отношения между родителями и детьми на разных этапах складываются по-разному. Олег Павлович не исключение — с дочкой Сашей у них нет общения уже 15 лет. Но я надеюсь, что это изменится. И у нас с ним складывались разные отношения за эти 25 с лишним лет жизни. Фильм я смонтировал так, что по нему видно мое отношение к Олегу Павловичу.

— Не трудно было стать режиссером для своего учителя?

— Мне не было сложно. Но получилась такая странная вещь — я очень хотел откровенного разговора, и я его получил, а люди увидели всего лишь одну сотую. Потому что документальное кино несет большую ответственность. В художественном фильме я могу выдумать что угодно — там у меня есть право на вымысел. А в документальном — нет. Я очень хотел показать внутренний «раздрызг» нормального человека Олега Табакова. Но я понял, что с этической точки зрения не имею такого права. Пришлось аккуратно поступить с высказываниями его жены, детей. И мне было очень приятно, когда после фильма позвонил Авангард Леонтьев и сказал: «Саша, я его знаю больше сорока лет, но таким я его уже лет сорок не помню — настоящим, задумчивым, усталым, спокойным». И слава богу, что в фильме это удалось.

У меня был большой бонус — Олег Павлович разговаривал не с журналистами, с которыми, как правило, все же напрягаешься, потому что не знаешь, какие акценты они поставят, а со своим учеником, в которого сам же очень много вложил. Если бы я захотел прославиться, я мог бы сделать фильм о Табакове «бомбой». Но цель-то у меня была другая — я понимаю, что Олег Павлович очень взрослый человек, и сколько ему осталось — дай бог, чтобы как можно дольше. У нас даже не сотни людей такого масштаба, их десятки. И не сделать о нем фильм сейчас было бы неправильно. Кстати, идею такого фильма в канун юбилея я предложил трем каналам, и все три заинтересовались.

— Вы сказали, что для вас Табаков — папа. А вы для кого-то уже папа?

— Да, наверное. Для своих детей я точно папа. Старший сын Семен уже взрослый, он не пошел по моим стопам, выбрал другой путь, а младшему Макару всего три года. Я немало преподавал в театральных вузах, у меня есть студенты, которые много лет назад выпустились, и до сих пор они мне звонят. А как уж они меня за глаза называют, я не знаю. Может, и папа. Возможно, стану «папой» для детей, которые с моей легкой руки поступят в Московский театральный колледж.

— Вы много снимаетесь в сериалах. Ваше отношение к этому жанру?

— Сериал — это формат, а не качество. Не надо путать эти два понятия. Почему, когда говорят «сериал» — у нас реакция: о Господи… Потому что сериал ассоциируется с понятием «плохое качество». Хотя на самом деле это всего лишь количество серий. «Вечный зов» или «Угрюм-реку» сегодня бы тоже назвали сериалами, а раньше называли многосерийными фильмами. Но смотреть их по-прежнему хочется. Я снимаюсь в сериалах, и сам их снимаю, и стараюсь достичь определенного качества, чтобы потом не было стыдно.

— Над чем вы сейчас работаете и где мы вас в ближайшее время увидим?

— В сентябре — октябре два сериала выйдут на Первом канале — «Братья по крови» и «У каждого своя война». Это про послевоенные годы, о том, как люди пытались выжить в коммуналках. «У каждого своя война» — это такая мелодраматическая история, место действия — коммуналка, где живет много разных людей и прослеживаются их линии жизни, переплетения любви и предательства. Там такой звездный состав, что страшно представить, и у каждого героя — своя война. «Братья по крови» — криминальная драма, основанная на реальных фактах, там Алексей Пиманов выступил продюсером. Если в первом сериале я играл работягу, такого настоящего фронтовика, то здесь сыграл умного криминального человека, у которого есть свои принципы и позиции. Кроме того, сейчас буду в театре Табакова ставить свой спектакль, запускать новый проект.

Досье АП

Александр Мохов родился 22 июня 1963 года в Вологодской области. Детство будущего актера прошло в Шимановске. В 1982 году окончил театральное училище Иркутска, отслужил в армии, после чего в 1984 году поступил сразу на 3-й курс в ГИТИС к Олегу Табакову. По окончании ГИТИСа был принят в труппу Театра-студии Табакова, где работает по сей день. Много снимается в сериалах («Две судьбы», «Участок», «МУР есть МУР», «Есенин», «Морская душа»). Заслуженный артист РФ.

Возрастная категория материалов: 18+