Снова за парту

Вместо работы в престижной фирме выпускник БГПУ отправился в школу

Одни пугают их низкой зарплатой, другие — неуправляемыми детьми, третьи — тем, что на личную жизнь времени совсем не будет. Но это останавливает далеко не всех. Благовещенец Егор Дробаха после окончания вуза отверг заманчивые предложения от солидных фирм и решил связать свою судьбу со школой.

Егор окончил педагогический вуз в прошлом году, но работу в школе пришлось отложить на 12 месяцев. Выпускника ждала армия, откуда он вернулся в звании сержанта. За это время парень не «переболел» школой — наоборот, окончательно убедился в том, что выбрал правильную профессию.

К слову, в семье молодого человека уже есть учителя. 40 лет посвятила школе его бабушка. Окончил педвуз и старший брат, причем по той же специальности, но в школу, увы, не пошел. Егору тоже поступали предложения из солидных фирм. Но должность сисадмина он променял на место возле школьной доски.

— В моем случае, как говорится, деньги не играют роли, — признается молодой педагог. — Я свое хобби сделал профессией и пошел бы в школу на любую зарплату. Какой она будет сейчас, точно не знаю, а во время практики получал 8—10 тысяч рублей.

Небольшие деньги для молодого парня, если учесть, что он снимает жилье в Благовещенске (родные живут в Тамбовке). В «трешке» живут втроем, чтобы было менее накладно. В таком «общежитии» Егору предстоит готовиться к урокам. Но это его не пугает — позади студенческая и армейская жизнь.

Примечательно, что коллектив в гимназии, как и в других школах области, преимущественно женский. И это тоже его радует — в своих коллегах он видит добрых наставников, которые поддержат еще неопытного педагога. Кстати, Егора гимназия практически взрастила для себя.

— Егор проходил у нас практику после четвертого курса, а на пятом полгода работал на полной ставке, — говорит директор благовещенской гимназии № 1 Галина Крицкая. — Наш педагог ушла в декретный отпуск, и он замещал ее. Егор — очень ответственный, серьезный, целеустремленный человек. Жалко было терять ценного педагога, и мы, несмотря на то что штат был полностью укомплектован, нашли для него ставку.

Егору поручили вести информатику у 5—11-х классов. Классное руководство пока не дали, но позволили «пройти пробу». Вчера на школьной линейке молодой специалист замещал классную руководительницу в 5-м классе.

На вопрос, чем молодых людей привлекает педагогика, Егор отвечает:

— Работа очень интересная! Конечно, я не зарекаюсь в дальнейшем не перегореть. Но думаю, что грустные мысли пройдут после удачного урока и улыбок детей. Кстати, на одном уроке ребята даже аплодировали мне.

По мнению педагога, у учителя информатики больше шансов найти точки соприкосновения с детьми.

— Мой предмет современен, востребован и моден, — говорит Егор Дробаха. — И дети думают, что они умнее учителя. А это действительно так — они с самого рождения вращаются в кругах информационных технологий, которые сейчас развиваются семимильными шагами. Чего не сказать о нас. И в принципе это хорошо — еще один стимул держать себя на уровне, стремиться развиваться.

Нет жилья — нет педкадров

По данным минобразования области, на сегодняшний день учителя требуются почти во всех районах области. Сложнее обстоит ситуация в селе — педагоги здесь в дефиците. Особенно много вакансий в Благовещенском, Завитинском, Магдагачинском, Мазановском, Серышевском и Шимановском районах. В основном это преподаватели иностранного языка, математики, физики, химии, биологии, истории, физкультуры и начальных классов. С английским языком на селе просто беда — его вообще преподавать некому.

При этом БГПУ ежегодно выпускает сотни ребят. К примеру, в этом году стены вуза покинули 530 человек, но только 198 из них будут вкладывать знания в головы юных амурчан. Другие трудоустроились не по специальности. 88 выпускников призвали в армию, кто-то из ребят потом, возможно, вернется к преподаванию. 104 выпускника учились на коммерческой основе и вряд ли когда-то пойдут в школу — многим была нужна лишь корочка о высшем образовании.

— Сегодня только 40 процентов подготовленных нами специалистов идут работать в школы, — констатирует проректор по учебной работе БГПУ Федор Вивдич. — Да, сейчас отмечается тенденция к тому, что выпускники хотят трудиться по специальности и даже готовы ехать в село. Но из-за квартирного вопроса они вынуждены искать другое место работы. Потому что лишь в 10 случаях из 100 молодым педагогам предоставляют жилье. А может ли молодой специалист с зарплатой в 6—8 тысяч его снимать? Конечно нет.