До конца года амурские корабелы спустят на воду семь сейнеров и еще три закончат постройкой.До конца года амурские корабелы спустят на воду семь сейнеров и еще три закончат постройкой.

За время своего существования Благовещенский судостроительный завод имени Октябрьской революции построил более 600 судов самого разнообразного назначения — от сейнеров до танкеров.

Это уже третий маломерный рыболовецкий сейнер, предназначенный для камчатских рыбаков, и шестой по счету, изготовленный с начала года. А в перспективе, по словам генерального директора ОАО «Благовещенский судостроительный завод», здесь будут производить по 16 МРС в год. Уже в кабинете Вячеслав Попов озвучил проблемы отечественного судостроения, от решения которых зависит обновление и будущее рыбопромыслового флота.

Поддержка региона

Заказчикам — дальневосточным рыбакам — каждый МРС обходится в сумму порядка 25 миллионов рублей. Реальная его стоимость гораздо выше. Без финансовой поддержки регионального правительства завод не смог бы выпустить эту продукцию, признает Вячеслав Попов. Генеральный директор перечислил преференции, предоставленные Благовещенскому судостроительному заводу за счет областного бюджета:

— Мы получили государственные гарантии на 100 миллионов рублей. Благодаря инициативе нашего губернатора нам предоставили субсидирование ставки по банковским кредитам, льготу по налогу на имущество в объеме 1,6 миллиона и возмещают часть затрат на электроэнергию. Мы смогли снизить производственные затраты — в общей сложности на каждый сейнер субсидируется около 7 миллионов рублей. В результате от такой поддержки выиграли все: предприятие получило заказы от рыболовецких артелей, люди — работу, а бюджеты разных уровней — налоговые отчисления. Но мы считаем, что судостроительная отрасль должна иметь и поддержку из бюджета федерального. По соседству с нами сильный конкурент — Китай, который готов предложить аналогичные суда по еще более низкой цене.

Модернизация производства

Десять заказов на МРС для дальневосточных рыбаков заводу помог получить губернатор области Олег Кожемяко. Но в последние годы амурские корабелы не строили рыболовецкие сейнеры. Документация требовала доработки, да и требования рынка изменились.

— Мы проделали большую работу по модернизации. Наши специалисты усилили ходовую частью сейнеров. Мощность главного двигателя увеличили в полтора раза — раньше было 150 лошадиных сил, а сейчас 240. Промысловые лебедки ставим с гидравлическим приводом, их тяговые характеристики тоже возросли — в два раза. Создали объединенный пульт управления судном и оборудовали его современными навигационными и поисковыми системами, — перечислил технические характеристики Вячеслов Степанович. — Все это позволило улучшить потребительские свойства сейнеров. Но перед нами постоянно стоял вопрос: чем пожертвовать — качеством или ценой? С большими трудностями мы подобрали такое оборудование, которое устраивает и нас как производителей, и рыбаков.

— Вячеслав Степанович, где закупаете комплектующие?

— География закупок широка. Часть оборудования — наше, российское, рулевые машины везем из Южной Кореи, пожарные насосы — из Германии, главные двигатели — из Китая…

— Однажды по центральному каналу показывали расследование, почему у нас часто разбиваются самолеты. Одна из доказанных технических причин гибели лайнера заключалась в том, что поставщики подменили отечественные детали, предназначавшиеся для ремонта крылатой машины, китайскими — менее дорогими, но, к сожалению, и менее качественными…

— Я тоже читал об этом. И знаю, что китайцы могут выпускать и качественный продукт, и откровенную халтуру. Мы работаем с проверенными партнерами, поэтому здесь подвоха не должно быть никакого. Допустим, мы закупаем двигатель у китайской фирмы, которая в день выпускает тысячу двигателей. Они перенимают опыт европейских стран. Кроме того, все оборудование для строительства судов, которое мы закупаем в КНР, проходит как китайский, так и российский регистр. То есть на территории Китая его принимает наша комиссия. К слову, суда с такими же двигателями несколько лет эксплуатируются на Камчатке — претензий нет. Думаю, что все комплектующие, которые мы используем, будут надежно работать.

Лизинг не выгоден

— Большая себестоимость судов — это главная наша проблема. Цена вопроса должна быть приемлема для рыбаков и составлять примерно 700—800 тысяч долларов, — считает генеральный директор Благовещенского судостроительного завода. — Во всем мире судостроители получают дотации от государства. Иначе им не выжить. Причем государственная поддержка необходима не только нам, но и самим рыбакам. Мало кто из них может вывести из оборота значительные суммы, чтобы заплатить производителям за новое судно.

— А лизинг?

— Большинство лизинговых компаний требуют аванса в размере 20 процентов от стоимости судна, а среднегодовое удорожание имущества удерживают на уровне 14—16 процентов, что повышает стоимость флота на 60, а то и все 80 процентов. Рыбаки, как и мы, очень скрупулезно считают свои деньги, поэтому здесь обязательно должен быть паритет. Однако ценовая политика сегодня такова, что не позволяет нам развивать производство.

На протяжении уже нескольких месяцев мы занимаемся подбором лизинговой компании, которая предложит свои услуги с минимальным удорожанием. И пока безрезультатно. К сожалению, проработав с ВТБ-лизингом в Хабаровске четыре месяца, так ни к чему и не пришли. Сейчас «Азиатско-Тихоокеанский банк» взялся за создание лизинг-компаний — это так называемый экспо-лизинг. Но и там удорожание достаточно серьезное.

Мы рассчитываем, что Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), создавая лизинг-компанию, предоставит лучшие условия. По-прежнему не теряем надежды и на то, что компания «Агролизинг» примет участие в предоставлении услуг для строительства малых рыболовных сейнеров. Правительство нашей области обратилось Минсельхоз с этим вопросом. Ждем ответа.

Потребность в МРС достаточно большая. В перспективе мы готовы строить и суда, которые могут эксплуатироваться круглогодично. Дальность плавания у наших сейнеров ограниченна, а круглогодичные позволят рыбакам уходить на большие глубины — высота надводного борта у них выше и запасы автономного плавания больше. Им не страшны суровые зимние условия и обледенение, но и стоить такое судно будет более 100 миллионов.

Чтобы осуществить задуманное, нужно и проект иметь, и заказчика. Будет лизинг — решим эту проблему. Мы все в одной связке: появятся суда — появятся рыбаки, появятся рыбаки — будет больше рыбы, будет больше рыбы — больше будет возможностей разнообразить наш рынок.

Нужны рабочие — жилье будет

Вячеслав Попов

Генеральный директор ОАО «Благовещенский судостроительный завод»

На судостроительном заводе в Благовещенске есть мощности, профессиональный инженерно-технический состав, современные технологии. Чтобы выдавать больше продукции, надо увеличить количество рабочих мест. Сегодня здесь трудятся всего 450 человек, из них 350 — обслуживающий персонал и 100 — рабочие.

— Мы готовы число специалистов, задействованных непосредственно на производстве судов, увеличить до 200, — поделился планами Вячеслав Попов. — Губернатор уже поставил перед областным министерством образования задачу заняться укомплектованием местных профтехучилищ молодежью, чтобы обучать ребят по нашему профилю. А нам нужны сегодня судосборщики, трубогибщики, судовые электромонтажники. Мы и сами набираем учеников для обучения на месте. Но при этом человек имеет лишь минимальную зарплату, на которую трудно прожить. А в профессиональном училище ребята на полном обеспечении — им предоставляется и питание, и одежда, и жилье. К слову о жилье, чтобы молодые специалисты закрепились на заводе, глава области пообещал помочь нам в течение года-двух построить малосемейное общежитие. А детским садом молодые семьи мы обеспечим.

Возрастная категория материалов: 18+