Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут легко и быстро представить налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном формате, физические лица, не обращаясь лично в налоговый орган, — узнать свою задолженность. Об использовании налоговой службой области этих и других перспективных форм работы с плательщиками рассказывает заместитель руководителя управления ФНС России по Амурской области Татьяна Павлова.

Качество услуг растет

— Татьяна Ивановна, что предпринимают налоговые органы области, чтобы обеспечить налогоплательщику максимально комфортные и удобные условия для исполнения своих налоговых обязательств? Какое место в этой работе отведено представлению отчетности в электронном виде?

— Повышение качества услуг, предоставляемых налогоплательщикам, всегда рассматривалось налоговыми органами как одна из важнейших задач, способствующих добровольному исполнению плательщиками своих налоговых обязательств. Мы стремимся к тому, чтобы каждая налоговая инспекция области стала своеобразным сервисным центром, с помощью которого налогоплательщик сможет заполнить любую форму отчетности, рассчитать и вовремя уплатить налоги. С этой целью созданы комфортные условия для приема налогоплательщиков: во всех инспекциях работают без перерыва на обед операционные залы, оборудованные демонстрационными стендами, системой аудио- и видеоинформирования, «гостевыми» компьютерами с программами для формирования налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, доступом к сети Интернет и т. п.

В здании самой крупной инспекции Благовещенска установлен терминал по приему денежных средств в счет уплаты налогов. Согласитесь, это очень удобно: проверил гражданин через «гостевой» компьютер в «Личном кабинете налогоплательщика» наличие задолженности, распечатал квитанцию и сразу произвел оплату налогов в бюджет. Что касается представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, то это одно из приоритетных направлений деятельности, которому Федеральная налоговая служба уделяет особое внимание.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия», основная цель которой — создание системы предоставления государственных услуг населению в электронном виде, перед налоговыми органами поставлена задача «качественно поднять взаимоотношения с налогоплательщиком с использованием всех возможных телекоммуникационных технологий». И мы в своей каждодневной деятельности разъясняем плательщикам, что сдавать отчетность в электронном виде через Интернет очень удобно, выгодно и надежно. Уже около 60 процентов организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность, представляют отчетность по защищенным каналам связи, 40 процентов индивидуальных предпринимателей также активно пользуются этой услугой.

Экономия времени

— Представление отчетности по каналам связи имеет свои плюсы для налогоплательщиков?

— Да, и их немало. Это существенная экономия рабочего времени, ведь плательщику не нужно лично посещать налоговую инспекцию. Он может, не покидая рабочего места, в любое время суток отправить из офиса необходимую отчетность, скачав бесплатно с сайта управления www.r28.nalog.ru программу «Налогоплательщик ЮЛ». Не требуется и дублирования этой информации на бумажных носителях, а значит, отпадает необходимость и в традиционных архивах. Благодаря средствам выходного контроля налогоплательщикам удается избежать ошибок при подготовке и формировании налоговой отчетности. При этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы; обновляются форматы представления информации в электронном виде, и в случае их изменения налогоплательщик оперативно получает новые версии.

Затраты, связанные с переходом на представление отчетности по каналам связи, компенсируются таким бесплатным сервисом, как доступ к лицевым счетам для сверки расчетов с бюджетом. Плательщики без контакта с налоговым инспектором могут получить в электронном виде справку о состоянии расчетов с бюджетом, акт сверки, выписку операций из карточки лицевого счета и перечень представленных в налоговый орган деклараций (расчетов) в отчетном году. Подобными услугами уже воспользовались 40 процентов налогоплательщиков из сдающих отчетность в налоговую инспекцию в электронном виде.

— В прессе активно рекламируется возможность подачи налоговой отчетности и заявлений о государственной регистрации в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг. Расскажите об этом подробнее.

— Федеральная налоговая служба принимает активное участие в работе, начатой Правительством Российской Федерации в прошлом году, по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Это стало новым этапом в развитии электронных услуг и сервисов для налогоплательщиков.

Портал предлагает пользователю информацию о 18 государственных услугах, предоставляемых налоговыми органами, в том числе 15 из них — это услуги по приему от плательщиков налоговых деклараций. Другие три позволяют пользователям подать документы на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В области уже есть налогоплательщики, которые представили через портал в электронном виде отчетность и документы для регистрации и постановки на налоговый учет. Мы рекомендуем всем плательщикам воспользоваться таким способом подачи отчетности и оценить его преимущества.

— Означает ли это, что налогоплательщику не придется приходить в инспекцию?

— В настоящее время налогоплательщик либо его уполномоченный представитель, отправивший декларацию в налоговый орган через портал, должен в обязательном порядке представить ее в инспекцию на бумажном носителе либо направить по почте. Хочу отметить, что прием такой отчетности осуществляется в налоговой инспекции в приоритетном порядке через отдельное окно. Описанная схема является временной до организации защищенного электронного документооборота с электронной цифровой подписью между всеми участниками взаимодействия, который планируется реализовать в полном объеме в 2012 году.

«Личный кабинет»

— Татьяна Ивановна, какие новые услуги может предложить налоговая служба гражданам?

— Для физических лиц на интернет-сайте управления www.r28.nalog.ru функционирует онлайн-сервис Федеральной налоговой службы «Личный кабинет налогоплательщика» (размещен справа на интернет-странице). Сервис позволяет гражданам бесплатно и без обращения в налоговый орган получить информацию о задолженности по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам. Кроме того, с помощью сервиса можно выбрать субъекты Российской Федерации (в одном запросе — до 3 субъектов), где плательщик имеет объекты налогообложения, и получить информацию о задолженности в этих регионах.

Хочу отметить, что эта услуга очень востребована у амурчан — в 2010 году ею воспользовались более 32 тысяч налогоплательщиков. Ими сформированы платежные документы на погашение задолженности на общую сумму около 31 млн. рублей. При этом если у плательщика нет возможности посмотреть свою задолженность в «Личном кабинете» дома или на работе, то это можно сделать во всех налоговых инспекциях, где к услугам налогоплательщиков в операционных залах установлены «гостевые» компьютеры с доступом в Интернет. Налоговые инспекторы объяснят, как работать с сервисом, помогут сформировать и распечатать уведомление на уплату налогов.

В ближайшее время физические лица в рамках «Личного кабинета» получат возможность доступа к текущему состоянию своих расчетов с бюджетом, а также к сведениям о начисленных налогах по конкретным объектам налогообложения с разбивкой по налоговым периодам. То есть, если вы являетесь владельцем недвижимого имущества и транспортных средств, вы сможете узнать, каким образом формируются начисления по вашим налоговым обязательствам.

— Если сегодня уплатить налог, как быстро информация об этом появится в «Личном кабинете налогоплательщика»?

— Актуализация информации в онлайн-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» происходит ежедневно в автоматизированном режиме. Но необходимо учитывать время на прохождение этапов обработки платежей (банк — казначейство — региональное управление — инспекция), а также на их разноску в лицевые счета и выгрузку состояния лицевых счетов в УФНС России по Амурской области. Таким образом, информация об уплате платежей в «Личном кабинете налогоплательщика» актуализируется в течение недели.

— Какие еще электронные сервисы предлагаются плательщикам на сайте областного налогового управления?

— Здесь функционирует много различных полезных сервисов. Это, например, «Адрес вашей инспекции», «Заполнить платежное поручение». Интернет-сайт управления поможет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям заполнить платежное поручение без особых проблем. Достаточно сложно вручную внести 20 цифр счета бюджета в бланк платежного документа. При заполнении «платежки» через сайт налоговой службы автоматически подключаются электронные справочники, ошибки при разноске данных в поля платежного документа сведены к нулю.

Поисковые системы «Сведения из ЕГРЮЛ (публикация)» и «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес» позволяют любому заинтересованному лицу не только оперативно узнавать достоверную и актуальную информацию об организации-контрагенте, заемщике, получателе бюджетных средств, исполнителе госконтракта, но и на протяжении длительного времени отслеживать происходящие с ним изменения и, как следствие, минимизировать риски и возможные финансовые потери.

Особой популярностью пользуется среди амурчан сервис «Обращение в УФНС (ИФНС) России». Плюсы этой услуги в том, что можно задать любой вопрос по налогообложению через Интернет. Для этого достаточно указать свои инициалы, почтовый и электронный ящик и, конечно, правильно обозначить суть вопроса. Ответ на запрос будет направлен плательщику в письменном виде в течение 30 дней на указанный в обращении почтовый адрес.

— И последнее: где налогоплательщик может ознакомиться с перечнем предоставляемых налоговой службой услуг?

— Всю необходимую информацию по этому вопросу можно получить на стендах, семинарах в налоговых инспекциях, узнать из листовок «Электронные сервисы налоговой службы», которые распространяются среди посетителей инспекций и через исходящую корреспонденцию. Консультацию по работе с сервисами вместе с инструкцией по их применению предоставят и в передвижных консультационных пунктах — мобильных офисах налоговой службы, обеспечивающих проведение информационной работы с гражданами в отдаленных территориях области. Информация о графике их работы размещена на сайте управления: www.r28.nalog.ru, в рубрике «Информационные материалы».

Пресс-служба УФНС России по Амурской области.

Возрастная категория материалов: 18+