Белые скалы, Цандрипш — уникальное место, созданное природой.Белые скалы, Цандрипш — уникальное место, созданное природой.

Безопасно ли сегодня россиянину отдыхать в этой республике? Можно ли не выпотрошить до дна кошелек и получить массу удовольствий? Особенности национального колорита испытал на себе корреспондент АП.

Заграница нам поможет

Абхазия — это место, куда хочется возвращаться! Эти восторженные отзывы я постоянно слышу от своих друзей. «Присоединяйся к нам, не пожалеешь», — советуют мне подруги, облюбовавшие место под солнцем в республике три года назад. Нынешним летом, устав от суеты курортной столицы Сочи, пробок, перепаханного «олимпийского» Адлера и вымогательства денег, я решила поменять маршрут.

Первым этапом на моем пути стал переход границы. До заветного пункта надо было прошагать километр. Правда, юркие кавказцы предлагали за 100 рублей довезти на тележке поклажу. Как оказалось на деле таможенный досмотр проходит в железном ангаре а пограничный — на улице. Жара, шум, крики, толкотня. Через полтора часа я уже торговалась с аборигеном-водителем. Еще через 10 минут мы добрались до места назначения.

Цандрипш, добрый день

Цандрипш (Гантиади) — первый населенный пункт Абхазии. В поселке городского типа проживают около 10 тысяч человек. Местное население — армяне. Этнические абхазы живут высоко в горах. Отличить абхазских женщин можно по одежде. В основном они облачены в длинную черную юбку и платок.

Из окна комнаты, где мы с дочерью остановились, открывался потрясающий вид. Вдали синело море. Вблизи — зелень. Можно было протянуть руку и коснуться мандаринового дерева. На крыше постоянно раздавался стук от падающих яблок и груш. Кругом все цветет и благоухает. Вода в море гораздо чище и прозрачней. Здесь нет, как в Сочи, уродующих внешний вид волнорезов. Береговая линия не закатана в бетон, не заполнена магазинами и разномастными кафе. Пляж чистый, широкий и малонаселенный. Нет здесь людских «тюленьих» лежбищ, как в Сочи или Туапсе. Все дико, а потому и прекрасно.

На следующий день в околотке про тебя знают все: кто ты такой, откуда приехал, где работаешь. Здороваются даже маленькие дети. Вообще население настроено очень радушно, живо расспрашивают о твоем родном крае. О политике стараются не говорить. Все 17 послевоенных лет надеются здесь только на себя. «Бросило нас государство. А раньше какая жизнь здесь веселая и сытная была! Работали несколько преуспевающих предприятий — винный, консервный и щебеночный заводы, табачная фабрика. Сейчас ничего нет, все разворовали», — с горечью говорят жители.

Невеселое прошлое

О вооруженном грузинском конфликте 1992 года здесь вспоминают со слезами на глазах.

— Война отсюда началась, — рассказывает местный житель Эдик Манукян. —15 августа 1992 года грузинская флотилия причалила к Белым скалам. Танки вышли на берег и пошли палить и крушить все на своем пути. Досталось всем. Армян не трогали, а вот абхазов сжигали целыми семьями, вместе с домом. Так сгорела моя соседка, пожилая женщина, и четыре ее внука. Погибли и местные мальчишки — они взяли ружья и пошли защищать свой город.

До сих пор во всей Абхазии много разрушенных зданий. Былая архитектурная гордость поселка — железнодорожный вокзал до сих пор как живой упрек. И только море осталось вне времени и обстоятельств.

«Сейчас у нас безопасно, — уверяют цандрипшцы, — хоть всю ночь гуляй». Но 26 августа в разгар праздника Дня независимости вся республика осталась без света. Что это — диверсия или халатность, мы так и не узнали. В поселке до сих пор нет почты, телевидение доступно тем, у кого есть спутниковая тарелка. Интернет здесь только появляется.

Сегодня 80 процентов населения Абхазии имеют российское гражданство. 500 рублей — пенсия гражданина Абхазии, плюс 2500 рублей доплачивает Россия.

Абхазский ценник

За 6 дней моего пребывания в стране души мы с дочерью потратили около десяти тысяч рублей. Из них 3000 ушло на проживание в уютной комнате частного дома, правда без телевизора (за двоих мы отдавали 500 в день). Душ, туалет во дворе, горячая вода круглые сутки. Столько же ушло на питание, причем мы себе ни в чем не отказывали. Остальные четыре тысячи были потрачены на развлечения, экскурсии, сувениры и подарки родным. Стоит отметить, что за неделю пребывания в Сочи мы истратили 15 тысяч рублей.

Цены на жилье в частном секторе — от 150—300 рублей с человека. В мини-гостинице «Абхазский дворик» в июне 600, июле — августе 900—1000 рублей. В конце августа цена немного падает, а в октябре опускается до 300 рублей.

В некоторых кафе комплексные обеды стоят 100 рублей с человека. Тарелка борща — 60 рублей, овощной салатик — 20, плов — 80 рублей, 100 граммов шашлыка — 70 рублей. Национальное лакомство лепешка с сыром «ека» (причем сыра в ней гораздо больше, чем теста) — 60 рублей. Стакан компота, сваренного из домашних фруктов (мандарина, фейхоа, персика), — 20 рублей. Столько же стоил и двухсотмиллилитровый пластиковый стаканчик абхазского вина. Хамства мы ни разу не слышали, официанты были очень добрые и приветливые. Обсчитать или развести на чаевые даже не пытались ни днем ни ночью.

В магазинах Цандрипша цены такие же, как в Сочи. Выручал кавказский рынок, правда работает он всего три дня в неделю. Здесь килограмм персиков можно было купить за 60 рублей (в Сочи —120), яблоки, груши, картофель— 20—30 рублей, килограмм арбуза —10 рублей, дыни — 25, винограда — 60– 80 рублей, свинины — 200 рублей.

Развлекательная программа десятичасовой джиппинг (езда по горам на машине с открытым верхом ) обойдется вам в 1000 целковых, поездка в Гагру, Пицунду и на озеро Рица — 700 рублей. Экскурсии в Новый Афон, монастырь и пещеры — 600 рублей. Трехчасовая прогулка на лошади — 600 рублей. Прыжок с парашютом — 1000, за 5 минут катания на скутере нужно выложить 500 рублей, на «банане», «ватрушке» — 150.

Советы отбывающим в Абхазию

При въезде на территорию Абхазии обязательно подключитесь к местной сотовой связи. Местные операторы —«Аквафон» и «Амобайл». Сим-карты продают в любой торговой точке, и показывать паспорт при подключении вовсе необязательно. В противном случае деньги улетучатся моментально. В Адлере я предусмотрительно положила на краснодарский Билайн 500 рублей. Поговорила не более трех минут на границе с подругой, баланс оказался нулевым. После квартирная хозяйка популярно объяснила, что ничего необычного тут нет. Стоит приезжим попасть в зону действия местной сети, как их денежки тю-тю…

Берегите деньги, дорогие украшения и документы. Обворовать могут и в доме, пока вас нет, и на пляже. К сожалению, в республике нет банковских терминалов, даже в российских пансионатах. В ходу только наличные.

Останавливайтесь в гостинице, у проверенных людей или по рекомендации. Будьте начеку, держите при себе деньги и документы.

Для того чтобы пересечь границу, нужно иметь при себе для взрослых — российский паспорт, для ребенка — разрешение от родителей на выезд за пределы России. На абхазской стороне вам предложат застраховать свою жизнь. Если вы находитесь там свыше трех дней, то плата будет 250 рублей, меньше — 35. Полученная бумага позволит обслуживаться в медучреждениях республики.

После прохода таможенной зоны вы попадаете на площадь, где можно нанять частника с авто до необходимого населенного пункта. Не спешите платить заоблачную сумму (300—500—1000 рублей). К примеру, до Цандрипша всего 5 километров, до Гагры – 16. До курортных мест ходят маршрутки. До обозначенных выше мест можно доехать за 50—100 рублей с человека. Этим летом возобновилось и движение электропоезда Адлер — Гагра. Цена билета 180 рублей.

Южные мужчины народ горячий. Не стоит их провоцировать, загорать на пляже топлесс и ходить в таком же виде по дому. Помните, что после ваших похождений здесь может распасться дружная семья. Да и вам безопасней.

Возрастная категория материалов: 18+