Дореволюционные открытки — большая ценность для музея, так как их сохранилось немного.Дореволюционные открытки — большая ценность для музея, так как их сохранилось немного.

Героя фото Бориса Ткаченко давно нет в живых, но в нашей области живут его дети, внуки и правнуки. АП стала известна интересная история того снимка. Оказывается, мать юного разносчика газет работала стряпухой у купца Чурина, потомки же строили Бурейскую ГЭС.

Фото, запечатлевшее голодное детство накануне Первой мировой войны, производит тяжелое впечатление. Босоногие ребятишки, оставшиеся, по-видимому, сиротами, распространяют газеты — чтобы выжить. Грустная реклама прессы тех лет, которая только набирала обороты. Но фото это — постановочное, все мальчишки из семей, которые далеко не бедствовали. Более того, даже были приближены ко двору местных успешных купцов. Историю героя снимка нам поведала его младшая дочь Людмила Ткаченко, которая живет в Благовещенске. К слову, она — художница и сорок лет отработала на Бурейской ГЭС. Из семерых детей Бориса Ткаченко в живых сегодня остались только две дочери (другая живет в Бурее).

Бабушка Людмилы Борисовны была цыганкой и какое-то время работала стряпухой у купца Чурина. Каждое утро к ее дому подъезжала лошадиная подвода, ее забирали, она готовила еду, потом возвращалась назад. Платили натурой — продуктами.

В доме Чурина как-то гостил журналист из Москвы. Он увидел маленького Бориску в компании приятелей и решил запечатлеть их для почтовой открытки. Для антуража попросил мальчишек снять обувь, а Бориса — порвать и измять свой кафтан, пообещав взамен новенький пиджачок.

— Да вы на его рожицу-то посмотрите — бедный и голодный ребенок с такими щеками ходить не будет, — смеется Людмила Борисовна. — Так что фото полностью постановочное. Но пиджачок, как и обещали, отцу подарили.

Отец Людмилы Борис Ткаченко, позирующий на фото, родился в 1905 году, мать — на два года позже. Люда — поздний ребенок, мать родила ее в 40 лет. Родители Бориса были зажиточными крестьянами. Так что детство у него, можно сказать, было беззаботным. Хотя однажды он попал в довольно неприятную историю — «спасибо» за то цыганской внешности.

— От дяди слышала, что, когда папа был маленьким, его украли цыгане, — рассказывает благовещенка. — Бабушка очень долго искала сына и нашла во Владивостоке. Он плясал на базаре, был вроде балаганного шута. Кстати, потом, когда вырос, не лишился таланта. Между деревнями (тогда семья жила в Константиновском районе) устраивались соревнования кто кого перепляшет, и папа побеждал в них. За один танцевальный вечер он стаптывал целую пару туфель, которые ему покупали чуть ли не всем селом.

Но московский журналист, делая снимок «на злобу дня», как будто напророчил тяжелую жизнь своему юному герою. Борис Петрович шесть лет отсидел по политической статье. Холодные лагеря подорвали его здоровье — через два года после освобождения (его амнистировали после смерти Сталина) он умер от рака легких.

— Отца я больше знаю со слов мамы и родных, потому что, когда родилась, его посадили, — говорит Людмила Ткаченко. — Он был очень деятельным человеком, председателем комитета, иногда высказывался против существующей власти, за что и поплатился. Мы тогда жили на Сахалине, но мама, испугавшись репрессий, вернулась назад в Амурскую область. А отца впервые я увидела только в шесть лет. Вернувшись домой, он два года отработал сторожем на «Амурском металлисте», а потом умер. Вот такая судьба, ему не было и пятидесяти лет.

Столетний кадр

Владимир Абеленцев, сотрудник Амурского областного краеведческого музея:

— Эта почтовая открытка торгового дома «Чуринъ» была отпечатана в Стокгольме (Швеция) в 1912 или 1913 году. Акционерное общество «Гранберг» выпускало на заказ разную печатную продукцию и было, как говорится, контрагентом наших музеев до революции. Колоритная фотография ребят-разносчиков (ее увеличенная копия) еще с середины 80-х годов иллюстрирует экспозицию музея, посвященную печатному делу и книгоизданию. Для нас она представляет большую ценность, потому что открытки, на которых отражены бытовые сюжеты и конкретные лица, — большая редкость. В те времена в основном печатали виды города — здания, улицы. Всего же коллекция музея насчитывает около тысячи дореволюционных открыток и 5 тысяч их ровесниц — фотографий.

Дореволюционными открытками амурчане обменивались на протяжении последующих десяти лет. В частности эту, которая хранится в музее, отправила своей подруге Таня Шургина 15 января 1921 года в пять часов вечера.

Возрастная категория материалов: 18+