Марат и его команда в спектакле «Жениться вам надо, барин!» показали всей «Амурской осени», как бороться с осенней депрессией. В результате получился безумно смешной и стильный спектакль о русской скуке, бессмысленной и беспощадной, который вполне может претендовать на один из главных призов «Амурской осени».

Режиссер Алексей Кирющенко, который привез на эту «Амурскую осень» четыре постановки, поставил «Барина» по ранней пьесе певца крестьянской доли Некрасова. Правда, здесь «долюшка русская» трактуется весьма своеобразно — мающийся от тоски и бессонницы барин (Марат Башаров) третирует челядь, требуя от слуг «чего-нибудь этакого», чтобы он мог развеселиться и этот день не стал бы похож на предыдущие. Но челядь выдает номера по ежедневному отточенному сценарию, и этот «день сурка» по-русски повторяется с упорством замучившей помещика бессонницы.

Осень, глушь и бездорожье — вот причины барской скуки. Дороги такие, что по ним не только молоко, но и собственную душу можно сбить в масло. Поэтому барин мается в дому, принимаясь то писать стихи, то петь романсы. Марат Башаров очень пластичен в этой роли, меняясь в диапазоне от капризно-деспотичного ребенка, требующего развлечений, до философа-интеллектуала, понимающего всю бессмысленность провинциального бытия. Мало того что ничего не происходит, так еще и жить приходится в окружении паноптикума из дворовых. Челядь показана в гоголевской гротескной традиции — когда один слуга смешнее другого.

Барина делает свита, и паноптикум слуг режиссером подобран весьма колоритный. Он построен на антиподах, что делает его еще более контрастным и смешным. Один лакей гулливерского роста, второй — совсем коротышка. Дворник вечно пьян, зато повар играет «Аппассионату» и лопочет по-французски. Дородная Анисья полностью сосредоточена на барине, а мелкая пигалица Татьяна строит глазки всему подворью.

Актерская игра складывается в прекрасный ансамбль, солирует в котором все же Марат Башаров. Но и каждый из слуг запоминается зрителям своей индивидуальностью.

Маленькую одноактную пьесу режиссер плотно нашпиговал остроумными литературными ассоциациями, далекими от Некрасова, но понятными современникам. «Что делать? Что делать?» — в очередной раз с мучительным сомнением в голосе вопрошает барин. «Чернышевский», — тихонько подсказывает один из слуг. Впрочем, революционные мотивы не случайны, и в спектакле они возникнут не раз. Словно намек, что революции происходят как раз от такой дури, — на все пойдешь, лишь бы прекратилась эта изнурительная и бесконечная осенняя

скука.

Прекрасно дополняет восприятие музыкальное обрамление спектакля — русские народные песни, исполняемые то сольно, то акапельно. Основной лейтмотив — колыбельная, которую пытаются выводить зевающие слуги, дабы уложить в постель не в пору разошедшегося барина. Музыка придает постановке особо русский оттенок, так что не спутаешь — такое бывает только в России. Возможно, это и есть та самая загадочная русская душа, которая не хочет «сбиваться в масло», и поэтому заставляет барина чудить и приговаривать: «Не спать, не спать».

Возрастная категория материалов: 18+