Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №85 (28849) от 20 августа 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
20 августа 2019,
вторник

У каждого свой «Ералаш»

Основатель детского киножурнала Борис Грачевский стал гостем АП

Общество

«Я могу разговаривать вечно — у меня даже кличка такая: Великий Немой», — пошутил основатель «Ералаша» Борис Грачевский. На «Амурской осени» Борис Юрьевич представил свой фильм «Крыша», а также новые выпуски детского киножурнала. А еще российский режиссер и сценарист, художественный руководитель творческого объединения детского киножурнала «Ералаш» стал гостем нашей редакции и ответил на вопросы журналистов АП.

У каждого свой «Ералаш» / «Я могу разговаривать вечно — у меня даже кличка такая: Великий Немой», — пошутил основатель «Ералаша» Борис Грачевский. На «Амурской осени» Борис Юрьевич представил свой фильм «Крыша», а также новые выпуски детского киножурнала. А еще российский режиссер и сценарист, художественный руководитель творческого объединения детского киножурнала «Ералаш» стал гостем нашей редакции и ответил на вопросы журналистов АП.

«Крыша» поехала по стране

— Борис Юрьевич, расскажите о фильме «Крыша».

— У меня есть понимание, что то, что я делаю, — важно. Говоря строчками Высоцкого, «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед Ним». Но мне все равно хотелось снять кино-«антиералаш», серьезное кино. И тут мне попался сценарий про трех девочек, которые спрыгнули с крыши. Это была реальная история в Балашихе. В процессе работы я понял, что такое суицидное кино нельзя показывать детям, а взрослые его тем более смотреть не будут. Пришлось переакцентировать ситуацию, и картина получилась не только о трех девочках, которые пошли на край, а о том, как важно взрослым быть внимательными к детям — иначе они погибнут.

Вообще с картиной происходили странные вещи. Мы начали снимать ее 16 ноября. Именно в этот день в 1968 году я устроился на студию Горького грузчиком, обладая дипломом. То есть ровно сорок лет Моисей по имени «кино» водил меня, пока не привел к собственной кинокартине. Фильм снимал собственным сердцем, там нет ни одного фальшивого кадра, ни одной глицериновой слезы — все настоящее.

Этих девочек я нашел, отсмотрев 7 или 8 тысяч детей, я специально не брал детей «ералашных». И вообще сложился ансамбль великолепный. Одна семья — Шукшина и Гаркалин, вторая — Прокофьева и Журавлев…

— У вас такие актеры снимались замечательные…

— Они действительно хорошие, но они и бюджет съели, ты не думай.

— Я хотела спросить, легко ли было их уговорить?

— Позвонил Маше Шукшиной, которую я знаю с пяти или шести лет, и спросил: «Не побоишься гадину сыграть?» Она говорит: «Нет, давайте сценарий». А вот мужа ей найти было трудно. Мне предложили позвать Валерия Гаркалина. Но он острый комедийный артист. Я помню такую страшную историю: много лет назад вышла картина «Глинка» — о великом композиторе. Там одним из действующих лиц был Пушкин, и режиссер дал эту роль Петру Олейникову. В зале был гомерический хохот — Пушкин-Олейников только раскрывал рот, и все падали. И я очень боялся такого же эффекта с Гаркалиным.

Но случилось так, что я увидел Валеру после инфаркта, который он перенес. У него были такие горько-испуганные глаза чеховского несчастного человека. И я понял — вот то, что нужно.

К сожалению, Первый канал показал «Крышу» очень неудачно — в первомайские праздники, и ее мало кто смог увидеть. Но я устраиваю показы по всей стране, и ее смогли посмотреть тысячи и тысячи людей.

— Первый канал показал сериал «Школа», а незадолго до этого — фильм той же Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Тоже про сложный возраст. Есть какие-то переклички с вашим фильмом?

— Колоссальная разница в детях. В «Школе» 14—15-летних детей играют актеры. В «Крыше» снялись 12-летние девочки. Их распирает любопытство — они смотрят «Камасутру» и хихикают, потому что им 12 лет. Они учатся строить глазки, вилять отсутствующей попой. А у Гай Германики это испорченные вдребезги люди, в которых уже ничего чистого не будет. В школе есть все. И то, о чем говорит Гай Германика, — тоже. Но совершенно в других процентах. Она талантливая девочка, но абсолютно сумасшедшая. Впрочем, это ее личное дело. Кстати, когда на 1 апреля пустили слух, что ей отдают «Ералаш», она испугалась до смерти, а я разозлился.

«Ералаш» не отдам никому»

— А вы бы отдали «Ералаш»?

— Никому и ни за что! Я положил на него 36 лет жизни. Мы собрали в нем очень много смешного, доброго, у нас замечательные артисты снимаются. Так что — никому.

— У каждого зрителя — от детсадовца до пенсионера — есть свой любимый выпуск «Ералаша». А у вас?

— Есть, конечно. Сегодня один, завтра начнем снимать другой — будет другой.

— Сильно отличается тематика «Ералаша» первых выпусков от сегодняшних дней?

— Конечно, пионерско-партийная тема ушла. Хотя мы всегда старались, образно говоря, галстуки снять, но школу нельзя было показать без того, что там есть председатель совета отряда и так далее. Ведь мы всегда с наслаждением на базе детей проектируем взрослые ситуации и отношения. И вот еще интересный момент. Раньше я расстраивался, когда слышал, что вот раньше «Ералаш» был лучше. Это началось, как только сделали второй номер. Нам сразу сказали: первый был лучше. С этим мы живем уже больше 30 лет. И еще одна вещь, для меня дорогая: оказывается, все помнят свою первую встречу с «Ералашем» и самым смешным считают выпуски киножурнала из своего детства. А сегодняшним детям хочется смотреть сегодняшний «Ералаш».

Вот вернусь с «Амурской осени», и мы будем снимать историю, как Дед Мороз со Снегурочкой разбирают письма детей и читают одно, которое начинается словами «Ты крутой чувак» и так далее. Они приходят этого ребенка поздравить, такие все из себя модные, у Деда борода заплетена косичкой, и они начинают рэпом про елочку. И тут выясняется — ошиблись квартирой. То есть дело не в рэпе, дело во взгляде на жизнь. У нас и первый выпуск был про «Класен Днепр при клевой погоде». Тема та же, но все остальное изменилось. Когда смотрю «Спокойной ночи, малыши!», всякий раз в недоумении. Сейчас и 3D, и новые технологии, а у них куклы, как в моем детстве.

— Мы говорили, что у каждого свой «Ералаш», а вот у меня любимые серии перестроечные. Не трудно было поднимать такие смелые темы?

— Когда на нас обрушились перемены, я воспринял их с огромной радостью, потому что я был внутренним диссидентом. И всем захотелось что-то сделать. Мы сделали сюжет про Сталина, который стал бомбой. Там перестроечный парень вешает новый плакат, а ему говорят, что какой-то умник изобрел машину времени. И они вызывают Сталина. Все испугались, а этот ретивый перестроечник даже заорал: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» И все захлопали, а Сталин затрясся и исчез. Вот этим сюжетом я горжусь. Представьте то время, когда только начали говорить вслух о том, что Сталин был не самый лучший руководитель, что у него были перегибы. Конечно, это было смело. Наш худсовет не захотел это пропускать. Тогда я беру пленку и несу ребятам во «Взгляд». И они в тот же вечер это показали. Тогда «Взгляд» смотрели все, рейтинги были сумасшедшие. И вся страна утром с испугом в автобусах об этом говорила. А все истории про комсомол… Вот был такой сюжет: сидят ребята старшего возраста и рассуждают — может, в металлисты податься? Да ну, цепи пришивать. Может, в люберецкие? Там надо мышцы качать. А давайте в комсомол — там ничего делать не надо! Показали этот сюжет на каком-то съезде учителей — зал лежал. Да, были комсомольские сюжеты, но они были сиюминутные. Все же «Ералаш» нечто большее, чем «утром в газете, вечером в куплете».

«Если пародируют — значит я известный»

— В воскресенье на вас была пародия в «Большой разнице». Как вы относитесь к пародиям?

— Это уже вторая пародия на меня в «Большой разнице», и кавээнщики пародии делали. Отношусь нормально — раз пародируют, значит, я известный. Мне рассказали, что это была замечательная пародия. Будто приехала Анджелина Джоли, и Михалков, Бондарчук и Грачевский предлагают ей сняться в своих фильмах. Мне ночью позвонил наш композитор — говорит, до сих пор хохочу, так смешно. Кстати, Анджелину Джоли я видел, когда она приезжала в Москву, — такая клевая, лучше, чем в кино.

— А еще мы видели вас в программе «Розыгрыш», где вы разыграли актрис Наталью Селезневу и Светлану Тома. Они вас простили?

— Это ужасная история. Я с самого начала не хотел, но на меня начали давить: «Хочешь, чтобы тебе Эрнст позвонил?» Сценарий они сами предложили, мы, кстати, его потом на самом деле сняли, очень смешно получилось. Да еще такая сцена вышла неприятная — стоит Наташа Селезнева и говорит: «Ребята, вы что, думаете, я из-за денег пришла? Я пришла, потому что меня Грачевский позвал». Слышу это и думаю: «Какая я сволочь!» Клянусь, так и было, я потом ночь заснуть не мог. Конечно, актрисы меня простили. Короткие остроумные розыгрыши я люблю. А жуткий многопостановочный «Розыгрыш» — нет.

— Вы сами уже побывали объектом «Розыгрыша»?

— Нет. Но я очень бдителен.

Все решаю я!

Что будет в «Ералаше», а что не подходит, будет сниматься этот ребенок или другой — все эти вопросы решает исключительно Борис Грачевский.

— Из пачки сценариев режиссер отбирает нужные и показывает мне, а я говорю: это глупости, это ерунда, а вот это подойдет. Потом режиссер готовится и рассказывает мне, как он видит воплощение этого сценария. Мы с ним что-то правим, расставляем акценты, проигрываем все это кино. Он уходит искать артистов. Я их утверждаю. После этого режиссер идет снимать кино, мы вместе отсматриваем материал, а монтирует он уже сам. В общем, можно сказать, я ничего не делаю (смеется). Но последнее слово — к большому сожалению для всех — остается за мной.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Благовещенцы вновь получают фейковые извещения о поверке водосчетчиковОбщество
В День знаний в Приамурье запретят продавать алкогольОбщество
Мошенники обманули 66-летнюю благовещенку на 3,5 миллиона рублейПроисшествия5
Амурских подтопленцев начали обеспечивать дровамиПаводок—2019
Режим ЧС сняли в амурской столицеПаводок—2019
Благовещенские спортсмены зовут на массовый забег от Ивановки до БелогорскаОбщество

Читать все новости

Общество

Благовещенцы вновь получают фейковые извещения о поверке водосчетчиков Благовещенцы вновь получают фейковые извещения о поверке водосчетчиков
В День знаний в Приамурье запретят продавать алкоголь
Стань пчеловодом и приготовь вареники: в Благовещенске впервые отметят День меда
Благовещенские спортсмены зовут на массовый забег от Ивановки до Белогорска
В Белогорске установят трехметровый фонтан с лебедями
Система Orphus