Доступность с дивана

Не только деньги нужны амурскому здравоохранению, убежден министр Алексей Спирин

Скоро месяц, как министерство здравоохранения Приамурья возглавляет Алексей Спирин. До этого Алексей Васильевич руководил управлением организации первичной медико-санитарной помощи и реализации проектов министерства здравоохранения и социального развития Самарской области.

Фигура нового главы облздрава сразу вызвала всеобщий интерес, что не удивительно в связи с той ролью, которую отводят здравоохранению сегодня и российские, и региональные власти. Новый министр оптимистично видит будущее амурской медицины, а главными принципами своей работы считает новаторство и открытость.

Первые впечатления

— Алексей Васильевич, вы в новой должности — около месяца. Этого срока хватило, чтобы вникнуть в проблемы местной медицины?

— С Приамурьем я уже был знаком. Приезжал сюда за два месяца до моего назначения в составе экспертной комиссии для оказания организационной и методической помощи по реализации федеральной целевой программы «Снижение смертности и инвалидности от сосудистых заболеваний в РФ на 2008—2013 годы». Я посетил тогда областную и городскую больницы в Благовещенске, летал с губернатором в Зейский район, Тынду. Представление общее было. К тому же опыт работы у меня в данной сфере большой, а уровень развития здравоохранения в регионах почти одинаковый. Отличаются разве что менталитет и подходы к управлению.

Уже в роли министра, я еще не успел осмотреть все лечебные учреждения области. Но там, где побывал, увидел два позитивных фактора. Прежде всего, это кадры — профессионалы своего дела на местах, которые хотят изменить здравоохранение к лучшему. Они готовы к внедрению технологий, готовы работать в команде и работать на результат. И второе, что порадовало, это желание глав муниципалитетов развивать здравоохранение у себя на местах.

— Какие первые шаги, на ваш взгляд, надо предпринять, чтобы сделать рывок вперед?

— Начну с кадров. Это один из основных моментов, к которому будут обращены наши усилия. Приамурье изначально находится в лучших условиях по сравнению с другими регионами, потому что здесь имеется медицинская академия. У нас обеспеченность врачами выше, чем в среднем по России. Но большинство медиков сосредоточено на юге и в областном центре, при этом многие сельские территории, особенно на севере, испытывают большой дефицит врачей и медсестер. И вот что удивляет. Недавно я был в академии, выступал перед шестым курсом. Оказывается, наши специалисты едут в Хабаровск, Владивосток, Магадан, Якутию, а то что у нас в Сковородинском районе выпускникам медицинского вуза предоставляют квартиру и еще 150 тысяч подъемных, ничего не знают.

Золотой час для пациента

— Мы составили хороший диалог с ректором медакадемии, — продолжил министр. — В частности, обсудили совместные выезды в районы профессорско-преподавательского состава, специалистов областных клиник. Бурейский район в этом плане стал пилотным. За три дня там приняли почти 700 пациентов. Отзывы самые положительные. Когда еще простой человек из глубинки попадет на прием к профессору или специалистам ведущих клиник — это школа и для местных медиков, которые учатся у них новым методам диагностики и лечения. К тому же преподаватели приглашают с собой в такие поездки студентов. Смотришь, кто-нибудь из них свяжет свое будущее с конкретным районом.

Плюс мы разрабатываем сейчас долгосрочную программу по закреплению специалистов на селе. Да и внедрение федеральных целевых программ привлечет специалистов в районы. Сосудистые центры будут развернуты не только в Благовещенске, но и других городах. Скоро такой появится в Тынде. Пациент сегодня попал в так называемый золотой час. При острой патологии сердца, мозга, сосудов люди смогут получить помощь нового уровня — от двери до иглы должно пройти не более 40 минут!

А со следующего года в области будет реализовываться еще и целевая федеральная программа по оказанию помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Это тоже потребует новых высококлассных кадровых ресурсов.

От объединения только выиграем

— В Приамурье 1017 километров федеральной автотрассы «Амур», по которой недавно проехал Путин. Благодаря стараниям нашего губернатора трассу включили в комплекс федеральных мероприятий. Мы получим субсидии из центра и на условиях софинансирования будем создавать травмоцентры вдоль федеральной автодороги на базе имеющихся районных больниц. И здесь как никогда очень важно взаимодействие со скорой медицинской помощью. Оно будет наиболее оптимальным, когда начнет действовать единый организм: ЦРБ — «скорая» — поликлиники. Это уже другая проблема, которую тоже предстоит решать в первоочередном порядке. На мой взгляд, наши лечебные учреждения излишне самостоятельны.

— Можете привести конкретные примеры «излишней самостоятельности»?

— И не один. В одном из ЛПУ поинтересовался, почему они выполнили запланированные объемы всего на 28 процентов. Оказывается, терапевт, он же главный врач, уехал в район получать санитарный автомобиль. Отсутствовал неделю. И все это время в населенном пункте людям не оказывалась медицинская помощь! А если бы эта участковая больница была в структуре ЦРБ, то терапевту самому не потребовалось ездить за транспортом, и даже если бы он отлучился, на замену ему направили другого врача.

Самостоятельность станций скорой медицинской помощи в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тысяч человек тоже ни к чему. Особенно если учесть сосудистые и дорожные федеральные программы, где людям должна оказываться экстренная помощь и счет для спасения жизни идет на минуты. Можно привести и другие примеры, когда в одном городе две самостоятельные поликлиники и в каждой схожие проблемы: нехватка кадров, медоборудования. Их можно решить, объединив лечебные учреждения. Это как раз те технологии, которые не требуют вливания дополнительных ресурсов в систему здравоохранения. Более того, они способствуют снижению структурных издержек — высвободившиеся деньги можно направить на оказание медицинской помощи и повышение заработной платы врачам и медсестрам.

Я не собираюсь махать шашкой и устраивать революции. В здравоохранении Амурской области накоплен богатый положительный потенциал для развития. Впитать лучшее, наложить на это все самое современное и двигаться дальше в рамках программы модернизации — вот самый рациональный новаторский подход.

Плюс Интернет

— Сегодня нам необходима концепция развития здравоохранения территорий с учетом новых требований реализации и модернизации программ. А еще, — акцентировал новый глава минздрава, — мне, как воздух, нужна общественная экспертиза, чтобы люди с мест могли высказать свое мнение о том, куда же мы движемся в своем реформировании. В ближайшее время мы создадим интернет-приемную для диалога с населением, и тогда любой житель области сможет отправить по электронной почте сообщение министру. Я обещаю, что буду рассматривать каждое обращение, адресованное мне.

Крен на профилактику

— Алексей Васильевич, судя по вашему послужному списку, вы очень инициативный и разносторонний человек, что, в общем-то, не типично для госчиновника. Какое бы медицинское учреждение вы ни возглавляли, всегда что-то внедряли и создавали. Причем не только для оказания квалифицированной медицинской помощи, но и сокращения необоснованных финансовых потерь. Вы новатор по жизни?

— Кто не идет вперед, тот отстает — я придерживаюсь этого принципа. Появляются новые технологии, лекарства, новые виды диагностического оборудования, позволяющие выявлять заболевания на более ранней стадии. И применять подходы даже двухлетней давности в современных условиях было бы, мягко говоря, неправильно.

Состояние здоровья человека зависит от многих факторов — это наследственность, экология, образ жизни и 30 процентов приходится на уровень здравоохранения. И здесь очень важно использовать последние достижения науки. Тем более что они помогают не только лучше лечить, но и экономить денежные средства государства. Я ведь окончил еще Самарскую государственную экономическую академию по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», и экономист во мне всегда говорит.

— Кто-то скажет: но ведь внедрение технологий, переход на более дорогостоящее лечение требует больших затрат?

— Но если учесть, что сокращается количество осложнений у пациента, число дней, которые он провел в стационаре и на больничном, то общий эффект будет значительно выше. Благодаря новым технологиям видим болезни на ранних стадиях — на уровне клетки, когда можно профилактическими мероприятиями, той же диетой, скорректировать начинающуюся патологию. Поэтому сегодня государство делает крен на профилактику, во всех регионах создаются центры здоровья.

— Но у нас и больного сложно заманить в лечебное учреждение, особенно это касается людей трудоспособного возраста, а здорового — и подавно.

— Здесь важен не столько подход врача, сколько подход к этой идее самого населения. Нам необходимо перевернуть человеческую психологию. И в этом мы надеемся на поддержку местных властей.

Возрастная категория материалов: 18+