Незаконные действия заказчиков приводят к неэффективному расходованию бюджетных средств в ЖКХ.Незаконные действия заказчиков приводят к неэффективному расходованию бюджетных средств в ЖКХ.

Специалисты амурского управления Федеральной антимонопольной службы отмечают многочисленные нарушения при размещении заказов, связанных с подготовкой к отопительному сезону. Заказчики необоснованно не допускают участников к аукциону, определяют победителя, нарушая закон, едиными лотами выставляют поставку котлов и работы по модернизации теплосетей, что заведомо ограничивает круг участников.

Жалоб больше

В этом году ситуация по размещению заказов для реализации отопительного сезона признана антимонопольщиками неудовлетворительной. Ежегодно на подготовку к зимнему периоду в области тратятся сотни миллионов бюджетных рублей. Муниципальные и государственные заказчики должны направлять их на закупку топлива, котельного оборудования и модернизацию коммунальной инфраструктуры. Но, как отмечают сотрудники УФАС, заказчики закупают товары и услуги, необходимые для прохождения отопительного сезона, с многочисленными нарушениями норм 94-го федерального закона. Напомним, Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действует с 2006 года, однако ситуация в сфере закупок к зиме изменилась ненамного.

— За этот год в управление уже поступило 16 жалоб по размещению заказов для прохождения отопительного сезона, 11 из них признаны обоснованными, — говорит главный специалист-эксперт государственных и муниципальных заказов УФАС по Амурской области Наталья Бакулина. — Для сравнения: за весь 2009 год было всего 20 таких жалоб. За нарушение законодательства при размещении заказов при закупке топлива и котельного оборудования в прошлом году управлением было наложено штрафов на сумму свыше 582 тысяч рублей.

Незавершенные торги

Кстати, чаще всего заказчиками выступают органы местного самоуправления. Одно из громких нарушений этого года связано с проведением открытого аукциона по выбору подрядчика для производства работ по капитальному ремонту котельной и теплотрассы села Чигири Благовещенского района. Максимальная цена контракта составляла свыше 14,7 миллиона рублей. На многочисленные нарушения закона пожаловался в УФАС участник — ООО «Спецтехмонтаж», в частности, что председатель аукционной комиссии при проведении торгов вела переговоры и предлагала отказаться от участия в аукционе. Всего на участие в торгах было подано четыре заявки — от ООО «Теплотехника», ООО «Сантехэлектромонтаж», ООО «Спецтехмонтаж», ООО «Строительно-монтажное управление» (последнее впоследствии и признано победителем аукциона). Как следует из решения о рассмотрении жалобы по делу, опубликованного на сайте амурского УФАС, установлен целый ряд нарушений закона о размещении заказов. Так, аукционной комиссией с превышением полномочий принято необоснованное и немотивированное решение о переносе даты, времени проведения аукциона с 4 августа на 5 августа. Установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки в размере более чем пять процентов от начальной максимальной цены контракта, также не была приложена локальная смета работ, что нарушает принцип гласности и прозрачности при проведении аукциона. Допущена к торгам заявка ООО «Строительно-монтажное управление», не соответствующая требованиям документации об аукционе. Также антимонопольщики признали незаконным включение в один лот товаров, работ и услуг технологически и функционально не связанных друг с другом — администрация Чигирей объединила поставку товаров (то есть котлов) и выполнение работ по капремонту теплотрассы. Это ограничило круг участников, занимающих определенные ниши на рынке производителей котельного оборудования и строительно-монтажных работ.

Но самое любопытное — аукционистом торги не были завершены! После объявления последнего поступившего предложения о цене контракта, на 12-м шаге аукциона (13 882 486 рублей), аукционист троекратно не объявил новую цену. Протокол аукциона не содержит сведений о последнем и предпоследнем предложениях о цене контракта, наименовании и месте нахождения участника, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта. Вместе с тем комиссия амурского УФАС, взяв распечатку всех телефонных звонков, выявила, что 4 августа в 10 часов 8 минут с телефона администрации Чигиринского сельсовета на номер заявителя жалобы поступил звонок продолжительностью 328 секунд. Однако председатель аукционной комиссии во время рассмотрения жалобы отрицала проведение в момент аукциона каких-либо переговоров с представителем ООО «Спецтехмонтаж», отметив, что с указанного номера администрации могло звонить любое лицо.

Кстати, на заседании комиссии амурского УФАС представители Чигиринского сельсовета сообщили, что «при оформлении протокола аукциона была допущена техническая ошибка при указании предпоследнего ценового предложения. Муниципальный контракт не заключен». Информация по результатам рассмотрения жалобы передана в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам коррупции в действиях должностных лиц.

Поярково ждет новый аукцион

Часто заказчики необоснованно отказывают участнику в допуске к аукциону. Например, антимонопольщики выявили такие нарушения со стороны администрации Поярковского сельсовета при проведении аукциона на поставку семи водогрейных котлов. Жалобу на действия чиновников подало ОАО «Челябинский завод котельного оборудования». Члены аукционной комиссии не допустили к торгам участника из-за того, что у представителя в доверенности были указаны те же дата и номер выдачи, что и в доверенности, указанной в заявке, но выданной на другое лицо. Чиновники посчитали, что эта доверенность недействительна. Комиссия антимонопольного органа обратилась с иском в суд о признании торгов и контракта недействительными. На днях в суде выяснилось, что администрация Поярковского сельсовета добровольно расторгла муниципальный контракт с победителем ООО «Барнаульский котельный завод «Сибирь» и объявила о проведении новых торгов на поставку котлов. В отношении 5 должностных лиц принимаются решения о возбуждении дел об административном правонарушении по выявленным нарушениям.

Чиновники с законом не на «ты»

Как сообщают в УФАС, среди встречающихся нарушений также заключение контракта на закупку топлива без торгов либо заключение дополнительного соглашения, увеличивающего сумму контракта. Так, в прошлом году должностное лицо федерального заказчика заключило допсоглашение на сумму, изменяющую цену

госконтракта более чем на 116 тысяч рублей. В результате нарушитель был оштрафован на 232840 рублей. Нередко заказчиками устанавливаются незаконные требования к участникам торгов, в документации не указываются технические характеристики товара, требования к качеству работ, безопасности товаров и так далее.

Причин нарушений закона, по мнению УФАС, несколько.

— Во-первых, отмечается низкий уровень подготовки специалистов, занимающихся размещением заказов, — поясняет Наталья Николаевна. — Заказчики начинают поздно готовиться к размещению заказов и, как следствие, не успевают к отопительному сезону. Во-вторых, отсутствует необходимая техническая документация при строительстве, реконструкции и модернизации объектов коммунального назначения. Еще одна причина — сговор между заказчиком и участниками заказа, что приводит к предложению поставщиком товара ненадлежащего качества по завышенной цене. Кроме того, часто заказчики вообще не проводят мониторинг цен рынка, тщательно не прописывают технические характеристики товаров, задания выполняемых работ. В итоге устанавливаются необоснованно завышенные цены государственных или муниципальных контрактов, а заказчики получают товар, не соответствующий их потребностям.

Кстати

За несоблюдение требований законодательства в сфере размещения заказов штрафы для государственных и муниципальных заказчиков, членов единых, аукционных, конкурсных, котировочных комиссий колеблются от 3 до 50 тысяч рублей.

В цифрах

160а дминистративных дел за нарушение законодательства о размещении заказов возбуждено амурским УФАС в этом году

78 постановлений о привлечении к административной ответственности вынесено службой на общую сумму штрафов свыше 1,7 млн. рублей

20 административных дел возбуждено по результатам рассмотрения жалоб

19 постановлений о привлечении к административной ответственности вынесено по результатам рассмотрения жалоб на общую сумму 532 тысячи рублей

26 дел находится в стадии рассмотрения

Возрастная категория материалов: 18+