На вокзале станции Тында будущих пассажиров встречают 14 леди в отличной физической форме, всегда с На вокзале станции Тында будущих пассажиров встречают 14 леди в отличной физической форме, всегда с

Вокзал с печкой

Марина Попова пришла на работу в билетную кассу в 24 года. Первое время молодой специалист работала с пассажирами в старом деревянном вокзале Тынды. Марина Никоновна вспоминает: когда приезжала водовозка, приходилось закрывать кассу и носить воду. Еще кассиры сами топили печку и следили за тем, чтобы в топке всегда были дрова. Тогда по собственной инициативе они проводили генеральные уборки и благоустраивали территорию. Маленькое помещение вокзала не вмещало всех людей, пассажирам приходилось спать прямо на полу.

Спустя несколько лет кассиры заняли свои рабочие места в новом современном здании — в виде взлетающей птицы. Гранитные стены и пол, большой зал ожидания, новая мебель, буфет, центральное отопление и мощное освещение — тогда счастью не было предела. Кассиры наконец-то смогли позволить себе носить на работу рубашки с короткими рукавами, капроновые колготки и туфли на каблуках. За 26 лет их униформа не изменилась: юбка средней длины темно-синего цвета и несколько сменных рубашек с пагонами актуальны и сегодня, а вот оснащение касс претерпело массу нововведений.

Кассиры хорошего настроения

Еще несколько десятилетий назад в арсенале билетных кассиров были ножницы, линейка, компостер, штамп и счеты. Чтобы оформить один билет до места назначения, нужно было связаться с диспетчером по телефону, согласовать место, номер вагона и поезда. Диспетчер по буквам диктовал расшифровку, называя начальные буквы женскими и мужскими именами. Все данные записывали шариковой ручкой, а затем вырезали билет ножницами. Это сегодня люди заказывают билеты через Интернет, а раньше, говорит Марина Попова, тындинцы, чтобы купить билет в летний период в Сочи или Анапу, стояли в очередях по шесть часов.

— Несмотря на то что в 80–х годах не было компьютеров и калькуляторов, мы работали не хуже, чем сейчас. При помощи карты и справочников за пять минут оформляли билеты по сложным маршрутам, — рассказывает билетный кассир Мария Попова. — Пассажиры тогда были очень благодарные и вежливые, сами нам настроение поднимали, а сейчас нередко это приходится делать нам. Когда я вижу нахмуренного человека, подаю билет и говорю: «Улыбнитесь, пожалуйста» и желаю хорошего настроения.

«Подпольные» счеты

В начале 90–х тындинским кассирам выдали японские калькуляторы. Сначала дамы не доверяли вычислительным машинам и под столом считали на счетах. Немного позже в кассах появились первые компьютеры с огромными мониторами. Опытные кассиры прошли курсы ПК, освоили нехитрую программу и навсегда забыли про компостер и ножницы. Дочь Марины Поповой Ольга Милосердова помнит, как ей приходилось иногда по выходным ходить с мамой на работу. Пока Марина Никоновна обслуживала пассажиров, маленькая Оля рисовала и вырезала из бумаги билетики и считала на счетах. Прошло больше 10 лет, и она тоже получила удостоверение кассира.

— Очень рада, что работаю на железной дороге. Я пришла в коллектив, который знаком мне с детства, — делится билетный кассир Ольга Милосердова. — Теперь стараюсь соответствовать статусу билетного кассира, который сложился на тындинском вокзале. Посмотрите, моя мама и ее коллеги отработали в кассах по 25—27 лет, но они все как на подбор — одинаковой комплекции, всегда подтянутые, с макияжем и прической. Любая компания позавидовала бы такому составу.

Ольга Милосердова воспитывает дочь Арину. Девочка уже во всем подражает маме и бабушке. Марина Никоновна улыбается и говорит: не исключено, что внучка продолжит семейные традиции и через 20 лет станет билетным кассиром.

Леди быстрых билетов

Сейчас на вокзале станции Тында работают 14 билетных кассиров. Людмила Шелопугина до кассы работала в камере хранения и багажном отделении на том же старом вокзале, что и Марина Попова. Общий стаж у Людмилы Владимировны 27 лет.

— Мы были молодые, и у нас у всех были маленькие дети. Моя семья в то время жила в отдаленной части города, а тогда не было услуг такси, автобусы ходили вообще редко, но в 40-градусные морозы я успевала отводить своих дочерей в садик и школу и еще приходила на работу на полчаса раньше. Я и сейчас прихожу на смену раньше всех, помогаю коллегам с отчетами, — рассказывает Людмила Шелопугина.

Людмила Владимировна отличается своей оперативностью. За считанные секунды она может оформить несколько билетов. Около кассы, в которой работает Людмила Шелопугина, всегда быстро продвигается очередь. А за 12-часовую смену кассир продает около 300 билетов.

— За мое время работы произошло много изменений. Помню картонные билеты, в которые даже паспортные данные не вносили, — говорит Людмила Шелопугина. — Раньше были кассиры, нечистые на руку, у них постоянно были недостачи. Сегодня у нас прекрасные доверительные взаимоотношения, проверенные многими годами.

Дочь Людмилы Шелопугиной Надежда решила тоже продолжить дело матери. Надежда три месяца проходила практику, а затем поехала в Хабаровск на учебу. Молодой кассир из 20 однокурсниц тогда лучше всех сдала экзамены, после чего сразу же приступила к работе.

— Когда я первый раз вышла в смену, открыла кассу и увидела очередь, сильно испугалась, а потом вспомнила все наставления мамы, взяла себя в руки и начала обслуживать пассажиров, — вспоминает Надежда Шелопугина. — Сейчас все страхи ушли в прошлое.

Возрастная категория материалов: 18+